Чужая душа – потемки
Автор: Марина Алексеева
газета «Петербургский дневник»: 3 декабря 2021
Приходя в старинный петербургский флигель театра «Суббота» на премьеру «Родькин чердак» по произведениям Достоевского и Ницше, зрители оказываются на чердаке самого мрачного героя русской литературы – Родиона Раскольникова. Молодой режиссер Владислав Тутак с командой Содружества негосударственных театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Российского фонда культуры создали, пожалуй, самый необычный спектакль по Достоевскому. Здесь страсти накалены до предела, а ницшеанская идея Раскольникова отражается в парадоксальном пространственном решении, обволакивающем зрителя со всех сторон – актеры и гротескные ростовые куклы спускаются к зрителям сверху, гремя резкими стальными звуками, обжигая лучами яркого света, как бы проникая страшными кошмарами с чердака мыслей в нашу жизнь. Для Раскольникова (Иван Байкалов) мир перевернулся буквально. Ад занял место рая. Разум заменил всепоглощающий страх, толкнувший молодого человека на роковое преступление. Здесь люди оборачиваются говорящими назойливыми мухами, какой стал следователь Порфирий Петрович в блестящем исполнении Станислава Демина-Левиймана, а альтер-эго Раскольникова – Свидригайлов – точная маска главного героя. Исследование страха – такой подзаголовок есть у спектакля. Атмосфера страшного кошмара, свидетелями и участниками оказывается публика, не только щекочет нервы любителям театрального хорора, но и заставляет задуматься о том, какую ужасную химеру может породить в головах молодых людей тотальное непонимание и одиночество.