Двое на скамейке
Каждый вечер во всем мире десятки тысяч мужчин обманывают десятки тысяч женщин. Это закон жизни, и с ним ничего не поделаешь. Именно об этом и идет речь в полуторачасовом спектакле Татьяны Ворониной «Скамейка», поставленном в театре «Суббота» по одноименной пьесе Александра Гельмана.
– Так он к ней вернется? – спросила я после спектакля одного мужчину из зала. Интересно было услышать ответ именно с мужской точки зрения.
– Там же не в этом суть. Дело совсем в другом. Но нет, конечно, он не вернется.
Вот так вот в раз и рушатся все надежды на хэппи-энд. А был ли повод верить в счастливый финал? Давайте вернемся к началу.
В городском парке играла музыка, крутились карусели. Народ гулял. «А еще довольно светло, правда?» – сказала одна девушка, обращаясь к подруге. В это самое время другая женщина сказала мужу: «Смотри, уже довольно темно!». И обе были одинаково правы. Потому что на земле был тот таинственно чарующий час летнего вечера, когда, как сказал поэт, «день угасал, ночь нарождалась».
С этих строк начинается и пьеса, и спектакль. Актеры погружают нас в атмосферу того самого летнего вечера, когда случайно (или нет?) встречаются Он (Григорий Сергеенко) и Она (Софья Андреева) в парке у скамейки. Она закуривает «для форсу», подсаживается к нему, а Он только и рад, ведь несколько девушек Его отшили на глазах у зрителей. С этой минуты каждое слово этих двоих – сплошная ложь. И позже мы это понимаем. Но за время их ночной беседы вы успеваете встать на место каждого героя, вне зависимости от вашего пола. Понятно, почему лгал Он. Ему хотелось попасть в квартиру женщины – необязательно этой, любой более-менее симпатичной дамочки – и провести с ней ночь явно не за беседами по душам.
Это очевидно, равно как и понятны мотивы Ее лжи: ей была интересна реакция такого ловеласа. Ведь год назад они уже встречались при подобных обстоятельствах, он уехал, но обещал тут же вернуться. И она все запомнила в деталях, в отличие от Него:
– Это не то, что в Севастополе… по роже двинули. Тут во как – не узнал бабу, с которой переспал!
И вот уже в парке становится все темнее, людей все меньше. Наступает ночь. А эти двое все еще на скамейке. Все еще выясняют отношения. Хотя нет, не так. Они «проходят путь от взаимной лжи к взаимной искренности».
Эти двое — обычные мужчина и женщина. Она солгала ему вначале, но разве это ложь? Так, по мелочи. Да и после того Она уже не только начала говорить правду. Она буквально тут же открыла ему душу или сердце и рассчитывала на взаимную искренность. Зовут ее, кстати, Вера. И год назад ее звали так же.
А что насчет мужчины? Тогда это был Юра с одной историей. Сейчас уже он представился Колей. А после того, как уличили в обмане, сказал, что его зовут Алексеем. С каждым новым именем менялась и история жизни. И вот теперь это уже точно была правда, честное слово, Вера! И Вера верила, говорящее имя.
Она запросто открыла ему себя и пыталась добраться до его души, каждый раз, словно снимая очередной слой луковицы, сдирала маску за маской Юры-Коли-Лёши. Прибегая к женской хитрости, Вера, наконец, узнает настоящую историю… Феди. А ему уже и отступать некуда.
Какую-то секунду кажется – она сейчас плюнет ему в лицо и убежит. Ничего подобного. Одернув платье, поправив волосы, она садится обратно на скамейку, только подальше от него.
Самое время упомянуть о подаче всего этого действа зрителю. Спектакль поставлен в стиле stand-up. Если вы бывали когда-нибудь на подобных выступлениях или хотя бы просто смотрели по телевизору «Stand-up», то легко можете представить себе эту уютную атмосферу. Приглушенный теплый свет, бутылка воды, два барных стула, два микрофона, два артиста. И обязательно проблема, которая преподносится в шутливой форме. Искрометные фразы Александра Гельмана с нужной интонацией и мимикой актеров не давали грустить.
После спектакля, с одной стороны, выходишь с чувством легкости благодаря музыкальным паузам и юмору, а с другой — задумываешься о взаимоотношениях мужчин и женщин и о «том беспощадном, неумолимом часе ночи, когда, как сказал поэт, кто-то спит, а кто-то плачет».