Логотип Театра "Суббота"

Едем из Москвы – в Россию

Источник: Газета «Метро», Санкт-Петербург, 14 августа 2024

Автор: Святослав Тарасенко

Источник: Газета «Метро»

Премьера «Никто не приехал» в театре «Суббота»

В петербургском театре «Суббота» идёт премьерный сезон спектакля «Никто не приехал». Ближайший показ – 29 августа (16+). Metro рассказывает, как смотрится эта короткая пьеса о большой и такой разной России.

Stories бывают не только в социальных сетях и мессенджерах. «Суббота» регулярно проводит фестиваль коротких пьес с аналогичным названием. Жюри последнего, в январе 2024 года, отфильтровало 450 текстов и выбрало шесть лучших, которые получили шанс превратиться в спектакли. Один за авторством Ивана Бевза стал репертуарным под названием «Никто не приехал». Его фишка не только в содержании, основанном на личном опыте участия молодого драматурга в литературных фестивалях, но и в самой форме. В пьесе нет действия и реплик – только их описание. 

Отчасти таким получился и сам спектакль. Несмотря на экспрессию, образность и массу идей, вложенных в лаконичный тайминг, постановка кажется разбитой на статичные блоки, наполненные созерцанием, глубокомысленными взглядами и сценами, как в случае фотографии с длинной выдержкой. Режиссёр ориентируется не на действие, а скорее на мизансцены и зрительский отклик. 

О России. И о другой России тоже

В идейной плоскости спектакль наглядно сталкивает две России: столичную, где сутулые подростки с модными наушниками и латте на кокосовом молоке кодят на аутсорсинге и весь день проводят в своём цифровом зазеркалье, и провинциальную, но не просто провинциальную, а глубоко деревенскую, даже былинную, словно из классических русских пьес а-ля Островский, в которой об Интернете известно как о диковинке, а за телефонной связью надо лезть на ёлку – и то в ближайшем райцентре. И продавщица в магазине здесь одновременно заведует Домом культуры, также условным, существующим в основном на бумаге. 

При этом авторы применяют вполне оправданный метод обманки. Практически до самого финала нагнетается ощущение того, что это очередной фолк-хоррор в стиле шведского «Солнцестояния» (2019 год) и наивного студента, который сошёл с поезда в чистом поле, вот-вот принесут в жертву языческим богам сектанты. Крошечное комьюнити действительно наполнено своими тайнами и секретами, только источники у них разные. Зритель может поставить минус вместо плюса, поскольку слишком уж отличаются наши, городские, представления о жизни и этот кусочек заповедной России, где можно затеряться – как в пространстве, так и во времени. 

И тем интереснее финальный вывод, проходящий пунктиром в спектакле: несмотря на столкновения миров, люди есть люди. Искренние, наполненные своими житейскими переживаниями и эмоциями, они всегда найдут общий язык. Хотя бы на почве большой (или не очень) литературы. А завершающая сцена за столом и вовсе напоминает «Тайную вечерю». 

По итогу «Никто не приехал» – ламповый, тёплый и очень живой спектакль с отличным актёрским составом, массой крошечных взаимодействий, добрым юмором, наивными героями и лаконичным содержанием. Мне даже чуть-чуть не хватило времени (минут 10–15), чтобы подытожить историю.  

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!