Фарфоровый кролик – в «железном» городе. Питерцы показали «Удивительное путешествие кролика Эдварда»
Автор: Алёна Мяснянкина
Информационный портал «Все новости. Железногорск»: 01.08.2023
Неужели для того, чтобы научиться любить, нужно быть выкинутым за борт жизни, оказаться на помойке, пережить смерть близкого? И надо ли любить в принципе, если так больно людей терять?
Такие взрослые вопросы прозвучали на сцене Дворца горняков в детском спектакле «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Гастроли Санкт-Петербургского театра «Суббота» организовал фонд «Искусство, наука и спорт».
«Бородавочник»
Приключения фарфорового Кролика, главного героя спектакля, начинаются в доме девочки Абилин. Чопорная одежда и манеры её родителей, сюртук, жилеты и шляпки игрушечного персонажа, чай в five o clock, часы на цепочке мысленно отсылают зрителей в Англию, да и сам сюжет словно сошёл из-под пера английских классиков. Например, про медвежонка Паддингтона Майкла Бонда или Белого кролика из Страны чудес Льюиса Кэрролла. Однако автор – современная американская писательница Кейт ДиКамилло, а её сказка написана в 2006 году.
«У него были фарфоровые лапки, фарфоровая голова, фарфоровое тело и даже фарфоровый нос. Чтобы он мог сгибать фарфоровые локотки и фарфоровые коленки, суставы на лапках соединялись проволокой», – так начинает она рассказ о своём герое, и становится понятно, что в этом фарфоровом теле сердце не предусмотрено. Невозможно расшевелить то, чего нет. И даже рассказ бабушки Пелегрины о принцессе, которая превратилась в жуткое животное-бородавочника за то, что никого не любила, не оставляет в голове Кролика никаких размышлений.
Немало «бородавочников» так и ходит по белу свету нерасколдованными, но жизнь всё равно пытается их исправить, предлагая испытания. Достались они и Эдварду. Выкинутый за борт корабля злым мальчишкой-юнгой, он дни, недели, месяцы лежал на дне – было время подумать и… начать тосковать об Абелин, которая так его любила. Однако ему повезло: рыбак Лоренс вытащил игрушку, а его жена Нелли сшила новый наряд.
Так переходил Кролик из рук в руки, побывав и на городской свалке, и в путешествиях с бродягами, и в качестве чучела на огороде, и в доме больной девочки Сары-Рут, а после её смерти стал даже «танцовщиком» для подаяний. Его уже давно не звали горделивым именем Эдвард: был он Малоуном, Бубенчиком и даже… Сюзанной. В конечном итоге его разбили на множество осколков, но снова склеили и выставили в витрине кукольного магазина.
«Я научился любить. И это ужасно»
Можно починить тело, но склеишь ли душу? Её неожиданно открыл в себе Кролик, пройдя сквозь столько испытаний, привязываясь к новым хорошим людям и снова теряя их.
«Я научился любить. И это ужасно. Любовь разбила мне сердце», – разговаривает он с невидимой «Пелегриной».
«Я покончил с любовью. Я с этим делом покончил. Это слишком больно», – говорит он и соседке-кукле на магазинной полке.
«Ужасно! – не соглашается та. – Как можно жить с подобными мыслями? В такой жизни нет никакого смысла. Внутри должно жить ожидание, предвкушение. Надо жить надеждой, купаться в ней. И думать о том, кто полюбит тебя и кого ты полюбишь в ответ».
«Любовь защищает»
Глубокие смыслы кукольной истории оказались вполне понятны детям, с которыми мы поговорили в антракте.
Эдвард сначала никого не любил, у него была очень высокая самооценка, будто он король, а вот когда он попал на дно океана, у него пропали фальшивые фарфоровые чувства, и он понял, что такое настоящая любовь, – рассудили Ксения Шоморова и Ульяна Терехова.
Валерия и Артём Шабельские привели в пример любовь родителей:
Очень жалко Кролика. Сначала ему было всё равно, кто вокруг, а сейчас нет, он хочет к дорогим людям, но уже не может к ним вернуться. Мы любим своих маму и папу, поэтому их любовь защищает нас.
Екатерина Копёнкина с дочерью Василисой прочитали книгу задолго до спектакля и теперь смогли насладиться постановкой, сравнив увиденное со своими представлениями:
Спектакль поглощает яркой игрой актёров, узнаваемой музыкой, например, группы Пинк Флойд. На сцене всё динамично, декорации трансформируются – истинное удовольствие.
Девочке понравилась Пелегрина, которая давала Кролику очень мудрые советы и которые потом мысленно в нём откликались.
«Мы чувствовали дыхание»
Роль последней в спектакле сыграла Анастасия Резункова, актриса с 35-летним стажем работы в театре. По её мнению, не стоит бояться предлагать детям размышления о чувствах, утратах, смерти:
С разным возрастом приходит что-то своё. Совсем маленькие дети увидят здесь историю приключений, те, что постарше уже уловят глубокие смыслы, проживут и переживут их.
Мудрая бабушка-волшебница, монашка, кормилица, мама, дама из министерства – амплуа её разнопланово, актриса задействовано во многих постановках театра «Суббота», в том числе спектакле «Пять историй про любовь», состоявшемся для взрослых железногорских зрителей в этот же день.
Но одно дело впечатлять любовью взрослых, и совсем другое – два с лишним часа удерживать внимание детей в спектакле с минимальной сменой действий, практически отсутствием декораций и большим количеством философии. Помогала в этом великолепная актёрская игра, центром которой, конечно же, был Эдвард, а вернее его исполнительница – Валерия Ледовских. В «Субботе» она с 2019 года, и Кролик – одна из первых её ролей:
В нашем театре площадка камерная, зритель – ближе и, конечно, в таких спектаклях, построенных на тексте и смыслах, это важно. Здесь дистанция от зала до сцены – больше, но зритель был очень чуткий. Мы чувствовали взволнованное дыхание в острых моментах сюжета, отклик, диалог.
Из зала юные зрители выходили с пониманием, как важно любить, оставлять открытым своё сердце, доверять людям вновь и вновь, а взрослые даже смахивали слезу.