Логотип Театра "Суббота"

«Гудбай, Китти»: есть ли жизнь после утраты?

Издание: Musecube, 01.12.2025

Автор: Марина Константинова

Источник: Musecube

x

Сцена из спектакля. Фото Алексея Иванова

В репертуаре театра «Суббота» не так давно появился спектакль, предназначенный в первую очередь для подростковой аудитории. Впрочем, тематика постановки созвучна и взрослому зрителю — каких-то возрастных ограничительных рамок, разумеется, тут быть не может. Спектакль Екатерины Шиховой «Гудбай, Китти» (спектакль «Содружества негосударственных театров», проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры») по мотивам документальной пьесы Ланы Гранецкой вырос из удачного эскиза, показанного зимой текущего года на фестивале Stories. Прошло некоторое время, и этот сюжет оформился до полноценной режиссерской работы, значительно оброс дополнительными деталями и подробностями.

В основе спектакля — история первой любви, трогательного юного романтического чувства, которое было внезапно и безжалостно разрушено смертью. Да, постановка нажимает сразу на несколько болевых точек и работает с рядом проблемных тем. Переживание утраты близкого человека — испытание, которое порой оказывается не под силу и взрослому. А тут — подросток, почти еще совсем ребенок, чей мир буквально разлетается на неровные изломанные куски. Жизнь четко делится на «до» и «после», теряет какой-либо внятный смысл. Жестокая неуютная реальность то и дело вытесняется воспоминаниями о счастливом совместном прошлом, где крайне важна и ценна была любая мелочь: от песни до шутки, от памятного подарка до нежного прикосновения. А теперь этого нет, как нет и сил двигаться дальше.

Но все же спектакль «Гудбай, Китти» не застревает на внимательном препарировании острой боли, не концентрируется на пиковой точке страданий Егора — главного героя всего повествования. Здесь показаны естественные этапы проживания горя и следующие за этой непрерывной черной полосой медленные, но важные шаги возвращения к нормальной жизни, в которой есть место и смеху, и удовольствию, и даже новым отношениям в лице милой девушки по имени Ника. Да, прошлое в образе покойной Гели все еще не отпускает, не исчезает навсегда, но теперь воспринимается немного иначе, куда мягче и светлей. Приятные счастливые воспоминания о первом сердечном чувстве приходят на место грызущей внутренней боли и безжалостной тоски. Есть надежда на дальнейшее будущее, на новую страницу книги под названием «Жизнь».

В спектакле Екатерины Шиховой достаточно точно подобран эмоциональный баланс, постановка не замыкается в каком-то одном состоянии. В работе режиссера отчетливо видно стремление показать без прикрас чувства и внутренние ощущения подростков, рассмотреть случившуюся трагедию с разных позиций, отрефлексировать путь центрального персонажа от страдания к принятию, позволить зрителю пройти вместе с персонажем все непростые шаги на пути к более-менее комфортному психическому состоянию. Важно отметить, что в спектакле достаточно и светлых моментов, и откровенно юмористических эпизодов, и даже музыкальные заводные номера вклиниваются в сюжет — речь здесь совершенно не идет о каком-то сплошном трагическом фоне. За байки, мини-скетчи и всеобщее несерьезное в этой постановке отвечают два крайне колоритных персонажа, обозначенные как Поэт и Артист. Они и совет дадут, руководствуясь высотой прожитых лет, и случай из жизни актуальный расскажут, и вообще помогут, чем только смогут. При необходимости эта парочка изящно мимикрирует под ангелов или психиатров, честно выполняя при этом поставленные воплощаемым образом задачи, будь то проводы Гели в рай или мини-консилиум по непростому профессиональному казусу в лице истории Егора.

Интересная сценография, сочиненная и воплощенная Екатериной Гофман, удачным образом обрамляет столь специфический сюжет и визуализирует заложенные смыслы. Сценическое пространство выглядит несколько неорганизованным, растрепанным — аккуратной собранности здесь нет и в помине. Все-таки перед нами подростки, а у них свои правила расположения предметов в повседневной жизни. Центральное место отведено вращающейся скрипучей карусели, которая так и просится в ассоциации с быстротечно убегающим временем, с одной короткой оборвавшейся жизнью. Да и света здесь не так уж и много — сумрачное внутреннее состояние героя отражается и в этом.

И то, что окончательно закрепляет спектакль, — крайне интересные актерские работы. Сергей Кривулев (Егор) отлично передает всю гамму чувств своего персонажа, меняясь вместе с ним, совершая внутренний рост. Александра Маркина (Геля) удивительно органична в образе девочки-тинейджера со всеми вытекающими: розовые волосы, смешная одежда, озорная беспечность. Виола Лобань в роли Ники создает удачный зримый контраст с персонажем Маркиной, воплощая нарочитую правильность и даже легкое занудство. Тандем Максима Крупского (Поэт) и Владимира Шабельникова (Музыкант) — отдельное украшение постановки. Их нехитрый юмор, ироничный стиль игры, разбитная манера говорить и двигаться оттеняют общий серьезный фон спектакля. В итоге получается доверительная работа о крайне непростой теме, которую, тем не менее, важно и нужно проговаривать. После этого спектакля нельзя выйти и тут же забыть увиденное — эмоциональный след будет тянуться еще довольно долго.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!