На чердаке с Раскольниковым
Автор: Зинаида Арсеньева
«Санкт-Петербургские ведомости»: № 211 (7048) от 11.11.2021
Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»
Июль, жара, комнатушка, похожая на гроб на чердаке, потертое летнее пальто, топор, старуха… Каждый школьник легко продолжит словесный ряд – Раскольников, Достоевский.
Сегодня, 11 ноября, когда просвещенная Россия отмечает 200-летие со дня рождения классика, в театре «Суббота» в новом пространстве «Флигель» – открытая репетиция спектакля «Родькин чердак». Ставит его Владислав Тутак по пьесе молодого драматурга, ученика Натальи Скороход, Сергея Толстикова.
Премьера назначена на 25 ноября.
Родился спектакль из одноименного эскиза, показанного Владиславом Тутаком на фестивале «БТК. Generation». Там-то, из трюма сцены (где сидели зрители), и увидел его завлит «Субботы» Владимир Кантор. И ему захотелось, чтобы жизнь талантливого эскиза продолжилась.
Благодаря гранту Российского фонда культуры и поддержке Содружества негосударственных театров все получилось. И закрутилась работа…
Трюма в пространстве «Флигель» нет, но нет и четвертой стены, разделения на сцену и зрительный зал. Камерный спектакль устроен так, что все будет происходить вокруг зрителя, рядом с ним, порой будет казаться даже, что в твоей собственной голове.
– Спектакль создан на стыке разных жанров – тут и драматическое действо, и куклы, и инсталляция, и интерактив, – говорит Владимир Кантор.
При слове «интерактив» многие напрягаются (я в том числе). Но в данном случае речь идет не о попытках сделать из зрителя активного участника, как в хеппенинге, когда тебя хватают за руку, поднимают с кресла, заглядывают в глаза, а скорее о погружении в созданную атмосферу.
В «Родькином чердаке» главное – не знакомый со школьных времен сюжет о том, как студент убил старуху топором, а следователь раскрутил его на признание вины, а внутренний мир Раскольникова. Мы оказываемся одновременно и на чердаке, где он жил, в каморке, похожей на гроб, и в его голове (слово «чердак» как эвфемизм), проникая в его сознание. Мы пытаемся понять, как возникла в голове Раскольникова наполеоновская идея, как змеей вползла в его сердце гордыня, как появилась мысль, что он не «тварь дрожащая, а право имеет» – право вершить судьбы людей, решать, кто достоин жить, а кто нет.
Как это часто бывает в современном театре, образ главного героя двоится, троится, рассыпается на разные ипостаси. В каком-то смысле все пять персонажей, которые присутствуют в спектакле, это и есть Раскольников, они – отражения в его сознании. В спектакле заняты Владислав Демьяненко, Артем Лисач, Кристина Якунина, Иван Байкалов, Анастасия Полянская, Станислав Демин-Левийман.
«Вот это круть! С замиранием сердца жду реализации проекта. Всем творческого бурления», – написал кто-то из поклонников «Субботы» в комментарии под постом о грядущей премьере.
Как рассказал Владимир Кантор, в театре готовят образовательную программу к спектаклю. Так, например, сам он прочитает лекции о театральных постановках по произведениям Достоевского.
Из последних, созданных в нашем городе к юбилею писателя, он выделил две. Прежде всего это спектакль Льва Додина «Братья Карамазовы», работа над которым в МДТ продолжалась несколько лет. На основе романа режиссер создал емкую пьесу, выбрав фрагменты, которые сопрягаются с нашим сегодняшним миром.
– У Льва Додина, – говорит Владимир Кантор, – получилось актуализировать роман, выделив основные темы, близкие и понятные всем нам.
Второй спектакль, который выделил театровед, поставил Роман Габриа в театре «Мастерская» по роману Достоевского «Бесы». Спектакль называется «Петруша, сын ли ты мой или нет?». В нем нет Ставрогина, актеры играют в масках, женщины выступают в мужских ролях, а образ Петра Верховенского создают три актера: одна женщина и двое мужчин – комиссар и черт. Бес в том понимании, которое было присуще символистам, – фитюлька, ничто.
– При этом все естественно, без натяжек, – говорит Владимир Кантор. – Жанр спектакля обозначен как русская комедия дель арте, и он очень подходит к «Бесам». Ведь роман – памфлет, предполагает шаржирование, заострение, гротеск.
Раскольников остается одним из популярнейших героев Достоевского. По великому роману ставят не только драматические спектакли. На 1 декабря назначена премьера рок-оперы «Преступление и наказание» на музыку Эдуарда Артемьева. А Борис Эйфман приступил к работе над балетом по этому произведению.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7048) от 11.11.2021 под заголовком «На чердаке с Раскольниковым».