Главный
режиссёр
театра
Андрей
Сидельников

О театре

  • История
  • Основатель
  • Главный режиссёр
  • Сцены и залы
  • Документы
  • Конкурсные процедуры

Архив
спектаклей

Отзывы

Новости

Пресса

Не затеряться на «Планете людей»

Автор: Марина Константинова

MuseCube: 16 июня 2023

Источник: MuseCube: Территория творческой свободы

В репертуаре театра «Суббота» не так давно появилась настоящая жемчужина – душевный красочный спектакль с уклоном в стильное ретро. Режиссер Андрей Сидельников обратился к творчеству летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, представив сценическую версию его биографической книги «Планета людей». Драматургически этот сюжет оформил Константин Федоров, сценографию воплотил Николай Слободяник. Результатом этой коллективной работы стала яркая постановка, в которой броская форма ничуть не перекрывает важное содержание.

В сущности, вся эта история – о личном и коллективном. Воскрешенный слепок эпохи: ушедшие, кажется, навсегда типажи бесстрашных героических мужчин и нежных женщин в красивых платьях. Они умеют преданно любить и терпеливо ждать. А мужчины в это самое время творят подвиги, рискуют жизнью, испытывают себя на прочность. Среди них – и сам молодой Антуан, которого так манит небо. Самолеты – его страсть, и заурядные рейсы с рассылкой почты становятся локальными яркими приключениями, которые способны подарить целую палитру эмоций. Да, риск. Да, опасность. Но этот внутренний зов ничем не заглушить, идти против своей природы – попросту преступно.

А вокруг так много людей! Столько типажей и характеров, столько интересных судеб. С виду неприметный зануда-чиновник внезапно оказывается любящим сыном, вспоминающим отчий дом и дорогую матушку. Объявленный погибшим товарищ Антуана проявляет невиданное мужество и выживает наперекор судьбе даже в самых экстремальных условиях.  И еще миллион историй, которые Сент-Экзюпери неизменно фиксирует в своем блокноте. Из этих бытовых заметок, из таких беглых небрежных штрихов и рождается писательский мир будущего автора «Маленького принца», «Цитадели» и прочих книг. Романтик Антуан смотрит на все происходящее вокруг широко распахнутыми глазами, с легкой ноткой полудетской наивности. Любоваться звездами для него важнее, чем сплетничать или копить капиталы. Не все понимают Антуана, считая его чудаком. Но и сам Антуан искренне недоумевает: как быстро и безвозвратно гаснет яркий внутренний свет в людях, как поглощает их быт, как теряют они самих себя.  Словно бы живые мертвецы повсюду – а ведь когда-то все они были полны планов, идей, жаждали покорить мир и свернуть горы. И для упрямого Антуана невероятно важно как раз не растерять себя, сохранить чистое открытое сердце, не замутить собственную душу. Расхожая фраза про «сберечь своего внутреннего ребенка», давно ставшая пошлым штампом, здесь уместна как никогда.

Андрей Сидельников смог сделать формально биографическую историю легендарного автора одновременно  близкой к личности и судьбе Экзюпери, но при этом в определенной степени отстраненной, распространяющейся на каждого их присутствующих в зрительном зале. Многие узнают в Антуане себя, находят переклички с его жизненным кредо, дают внутренний зарок сохранить себя, не дать чистому детскому свету угаснуть и погибнуть. Так не хочется расстроить и разочаровать Антуана, который познал жизнь со всеми ее подлостями, но при этом подлинно верил в людей.

Актерские работы здесь представлены на должном уровне – «Суббота» традиционно держит марку. Антуана в молодом и взрослом возрасте играют Иван Байкалов и Владимир Шабельников соответственно. Храбрые товарищи по летному делу замечательны в исполнении Григория Сергеенко и Григория Татаренко (да и зовут этих персонажей похоже – Анри да Андре!). Трогательны и милы женские образы Олеси Линьковой (Консуэло) и Анастасии Полянской (Ноэль). Даже, казалось бы, небольшие роли здесь не лишены выразительности и мастерства, будь то английский летчик в исполнении Никиты Памурзина или чиновник Жан-Мишель в удивительно точном воплощении Максима Крупского. В целом же каждый здесь на своем месте, и ансамбль складывается самым естественным образом.

Визуальная часть спектакля истинно радует взгляд: подлинно художественный мир, воплощенный Николаем Слободяником, переносит нас в заданную эпоху, в предлагаемые обстоятельства. Костюмы (Мария Лукка) дополняют образы героев, детально раскрывая тех или иных персонажей. И отдельная большая радость, практически спектакль в спектакле, – вокальные номера от Софьи Андреевой и ее команды музыкантов. Так, под звуки минувшей эпохи, и рассказывается эта красочная история, призванная обратить свой взор вглубь себя.

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!