Логотип Театра "Суббота"

Право на убийство

Автор: Алла Игнатенко

Арт-журнал «Около»: 11 января 2023

Я люблю странные спектакли по Достоевскому, поэтому 11 января в компании старшеклассников оказалась в пространстве театра «Суббота» «Флигель», чтобы увидеть «Родькин чердак». Режиссёр Владислав Тутак создал страшный, некомфортный, громкий и тёмный спектакль о потаенных уголках человеческой души. Достоевский написал о том, что самые гнусные и бесчеловечные преступления можно подвести под какую-нибудь теорию, пусть нелепую и нелогичную. Бумага, интернет и зрители федеральных каналов всё стерпят.

Пронзительна игра Ивана Байкалова (Родион), он все больше тонет в болоте безумия, нищеты, ненависти. Демоны шепчут ему: «Убей, убей», и Родя начинает верить, что Алёна Ивановна не имеет права на жизнь. Этот герой не кажется плохим человеком: он — продукт среды, развращенного общества, в котором пьяный убивает лошадь ради развлечения, а отец отдаёт дочь в публичный дом. Я всегда рассматриваю русскую классику через призму женских персонажей: слишком они бесправны и беззащитны, их продают и покупают, как вещь. Для меня акцент в «Преступлении и наказании» смещается на Соню Мармеладову, единственного настоящего человека. Но и её переламывает грубая нищая жизнь: она идет по жёлтому билету, но все равно остаётся чистой.

Спектакль интересен тем, что в нем используются элементы кукольного театра: и Соня, и Мармеладов, и мать Родиона, и его сестра, и остальные персонажи — это куклы. Мы смотрим, как они смеются над нами на чердаке, пугают нас. Куклами управляют: Станислав Демин-Левийман (он отвечает за куклу и в премьере Сергея Азеева «Саша, не бойся»), Владислав Демьяненко (в финале он спускается к зрителям и общается с Родионом вживую, Свидригайлов начал допрос), Артем Лисач, Анастасия Полянская, Кристина Якунина.

«Родькин чердак» — красивый, стильный, тревожный и щемящий спектакль. Федор Достоевский в 1866 опубликовал «Преступление и наказание», будто сказав: «Человечество, одумайся. Никто не имеет права решать, кому жить, а кому умереть». Но никто его не услышал, войны продолжаются, люди убивают друг друга так, словно за это не придётся отвечать. Может, они Достоевского не читали? Пошла перечитывать роман.

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!