Прощание и прощение в театре «Суббота»
24 декабря в театре «Суббота» брачующиеся геологи признавались друг другу в любви, стрелялись на дуэли, получали дипломы и выращивали цветы под колыбельную медведицы и хиты русского рока в спектакле «Прощай июнь». Режиссер Андрей Сидельников поставил лирическую комедию по одной из самых известных пьес Александра Вампилова «Прощание в июне».
Несмотря на то, что пьеса была написана в 1964 г., ее постановка максимально приближена к сегодняшнему дню. Актеры в современных модных костюмах и кедах отправляют друг другу смски, залихватски пьют, устраивают практически ритуальные танцы на сцене в масках животных с детского утренника, разыгрывают готически-романтические диалоги возле могил, на которых изображены смайлики, а также поют песни Чижа, Чичериной, Цоя и Земфиры.
Из декораций – доски, стенки шкафов, ящики и дверцы, на которых изображены портреты автора пьесы – Вампилова, кубинского героя и символа революции Че Гевары, писателя потерянного поколения Эрнесто Хемингуэя и эротические силуэты обнаженных женщин.
В этом несколько сюрреалистическом пространстве разыгрывается фабула, основанная, по мнению критиков, на реальной жизни автора пьесы. Так же как в студенческие годы филолога Вампилова чуть не исключили из-за слишком язвительной эпиграммы в адрес ректора, герой его пьесы Колесов легко может остаться без диплома из-за конфликта с ректором и романа с его дочерью Таней.
Пьесу впервые поставили в Клайпедском драматическом театре в 1966 г. Затем за нее взялись режиссеры и других театров, включая Московский драматический театр имени Станиславского, где режиссер Александр Товстоногов доверил роль Колесова Эммануилу Виторгану.
В театре «Суббота» Колесова сыграл Григорий Татаренко. Его Колесов – бунтарь, практически достигнувший гордого звания несправедливо оскорбленного «героя», но все же слетевший с пьедестала из-за того, что предал высокие чувства «самой красивой», стройной и экспрессивной Тани (Кристина Якунина).
Флирт юной пары под ритм ча-ча-ча разбился о хрустальные салатницы показного благополучия семьи ректора (Владимир Абрамов и Марина Конюшко). Вместо того, чтобы спасать собственный брак с элегантной и философствующей мамой Тани, интеллектуал с ершиком в руках бежит за новоявленным поклонником дочери.
Тем временем, разыгрывается еще одна драма между Марией (Валентина Лебедева) и двумя влюбленными в нее мужчинами – Букиным (Григорий Сергеенко) и Фроловым (Дмитрий Шайгарданов). И если мужественный и прямолинейный Букин – все же муж и имеет право за нее бороться, то его более хитроумный друг Фролов, уже пять лет ожидающий от девушки ответа, мужем стать пока просто мечтает.
В постановке театра «Суббота» совсем нет неинтересных персонажей. Каждый чем-то вызывает сопереживание. В этом есть и заслуга автора, про которого говорили, что с этой пьесы он начался как драматург. Так, девушки на свадьбе в масках зайца и лягушки представляют совсем разные женские архетипы – соблазнительницы и забавной все понимающей девчонки. Так же и с юношами, один из которых отыгрывает растяпу «медведя-шатуна», а другой, со «Звездной ночью» Ван Гога на ноге – представляет собой весьма колоритного персонажа. Не меньше запоминается и страдающий по «разбившей хрустальный сосуд любви Виолетте» милиционер – Бэтмен (Максим Крупский). Наконец, самый яркий герой эпизода – садовод Золотуев (Владимир Шабельников) с циничной верой в то, что честных людей не бывает, а бывает только то, что мало дают.
Истории жизни героев не только рассказываются, но и очень артистично и выразительно поются актерами под аккомпанемент ВИА «Велосипед», среди участников которого — Николай Костерин (контрабас), Олег Пожидаев (барабаны) и Дмитрий Андреев (гитара).
«Прощание в июне» — не столько о прощании с молодостью и студенческой жизнью, сколько о прощении, которое можно получить или не получить после нравственного выбора, сделанного не по совести. Это комедия, где очень много забавных моментов, но за ними все же скрыты драматические ситуации и достойные переосмысления повороты сюжета. Герои – трогательные, даже в своих ошибках. Знак «хрупкое» на ящиках, словно предупреждает, что осторожнее стоит вести себя не только с хрустальной салатницей или фарфоровой бульдожкой, но и с живыми людьми. Хотя иногда об этом люди вспоминают, когда уже слишком поздно.
Спектакль театра «Суббота» удивляет и тормошит своего зрителя. Актеры пугают первые ряды падающей доской и лопающимися шариками, а затем выключают свет, заставляя воображение дорисовывать происходящее на сцене. Комичность, переходящая в гротеск во время перекидывания плюшевой свиньи, затем трансформируется в стендап покинутого мужа. И тут же верх берет ностальгия по студенчеству и первым признаниям в любви, о которых можно вспомнить, если отмотать пленку назад. Когда в одном спектакле так искусно объединяются хорошие актерские работы, интересная режиссура, драматизм и юмор, сентиментальность и идейная составляющая, он, безусловно, достоин просмотра.