Пушкиниада
Автор: Алла Игнатенко
Musecube: Территория творческой свободы: 03.01.2016
Источник: Musecube: Территория творческой свободы
А вы любите Пушкина? Вопрос с подвохом. Если останавливать людей на улице и задавать этот вопрос, то большинство скорее ответит «да», чтобы не связываться. Потому что вроде бы стыдно не любить, но, с другой стороны, почему мы должны? Ведь есть и другие великие поэты — Ахматова, Цветаева, Гумилёв, Есенин, Маяковский, Бродский в конце концов — самый «хипстерский» из всех поэтов двадцатого века. Всем советским детям любовь к «солнцу русской поэзии» вбивали в сознание с раннего детства, задавая в первом-втором классе, а кому-то и в детском саду, учить «У Лукоморья дуб зелёный», вот это всё. Дальше хуже — масштабы увеличиваются, и бедным детям приходится зубрить терзания Татьяны или, наоборот, Онегина. Причём учителя не учитывают особенности детей: что у кого-то плохо с запоминанием, но при этом он будущий гениальный математик, химик или хороший спортсмен. Поэтому некоторые ещё с детства начинают ненавидеть Александра Сергеевича, ведь именно он — виновник детских страданий.
Так было и с Питуниным, главным героем пьесы Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Этой пьесе, можно сказать, повезло — в минувшем году её поставили в Петербурге целых три раза — в Романтическом театре Томашевского, «На Васильевском», и, наконец, в театре «Суббота» (режиссёр — Татьяна Воронина), где состоялась премьера 26 декабря.
Татьяна Воронина ранее поставила в «Субботе» лирический и трогательный спектакль «Пять историй про любовь». Впрочем, новая её работа трогает не меньше. Для этого есть благодатная почва — пьеса израильского драматурга (который присутствовал на премьере) невероятно остроумная и живая, потому что она — о юности, о Ленинграде 70-80, что навсегда остался в прошлом и виден разве что на старых фотографиях. Главную роль, Питунина, сыграл один из ведущих актёров труппы, Владимир Шабельников. И он все свои детские и юношеские годы ненавидел Пушкина. Учить наизусть его стихи получалось плохо, что учителя и воспитатели воспринимали как надругательство над святыней. Сам Пушкин в спектакле тоже присутствует, очень обаятельный — его сыграл Артём Лисач.
Оформление спектакля подтверждает известную истину, что весь мир — театр. На нём, как и в зрительном зале, стоят стулья, и происходит то драма, то комедия, то чаще — трагикомедия. Питунин — чеховский «маленький человек», который в современные реалии никогда не вписывается. Да, вначале его жизни всё идёт как положено — детский сад, затем 9 классов кое-как, но закончил, потом радиотехнический техникум, армия. Но потом времена меняются, приходят девяностые и всё рушится: бизнес отбирают бандиты, а в книжных не найти Пушкина, нынче в моде другие авторы, иные темы. Но есть и положительные моменты — Питунин, повзрослев, сочувствует Пушкину и даже готов спасти его. Пусть даже ценой собственной жизни.
Несмотря на грустные темы, спектакль позитивный — в нём много песен, музыки (не в записи, а живой — как всегда у театра «Суббота»). В финале трогательно прозвучала песня группы «Серебрянная свадьба», в которой есть такие строки:
«Саша, Саша, погоди
Саша, Саша, не ходи
На речку, на Черную речку
Там конечная.
Должно быть, главная заслуга Татяны Ворониной и актёров состоит в том, что спектакль получился разноплановый и в нём много смысла. Это и проблемы детства, когда за тебя всё решают: какие книги читать, фильмы смотреть, музыку слушать, но ты при этом отдельный человек и сам делаешь выбор, набивая шишки, ошибаясь, но проходя необходимые обряды инициации и отделения. Это и юность с первыми влюбленностями, которые навсегда тебя меняют. И много других тем и вопросов, которые выстраивают твою личность. А самое главное — многие годы Пушкин не был таким живым, таким настоящим, как в спектакле. «Спасти камер-юнкера Пушкина». Он не бывает таковым в памятные даты — столько-то лет со дня рождения или гибели, когда его чествуют и восхваляют, забывая что он не был идолом, но был человеком. Да, великим, но со своими слабостями. И он имел на них право.