Розовский фестиваль: послесловие. Спектакль «Пять историй про любовь» (театр «Суббота» г. Санкт-Петербург)
Автор: Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ
Питерский театр «Суббота» показал в рамках Розовского фестиваля в Костроме постановку «Пять историй про любовь» по пьесе современного драматурга Елены Исаевой «Про мою маму и про меня».
Пьеса написана в 2002 году, спустя год она — лауреат премии «Действующие лица» (2003 г.), радиоспектакль («Радио России») по этому произведению стал лауреатом Международного фестиваля Европейского радиовещательного союза «Приз Европы» в Берлине (2004 г.). Постановка Татьяны Ворониной в театре «Суббота» в свою очередь получила Гран-при международного фестиваля «Ludi» (г.Орёл, 2017).
Пьеса «Про мою маму и про меня» достаточно востребована театрами, она интересна, в том числе, и для чтения – если вы не попали на спектакль, рекомендую.
Так же как и в «Утиной охоте» Вампилова всё основное действие происходит в прошлом, в воспоминаниях, которые связаны со школьными сочинениями главной героини, Лены. Лена-взрослая рассказывает о своём детстве, и её повествование перетекает в реальность, а реальность оказывается сочинением. «Когда мне исполнилось 10 лет, я впервые задумалась – чего же хочу я. «Хочу стать известной!» – шепнул мне внутренний голос. Интересно, почему у людей такая тяга к славе? Тогда я не задавала себе этого вопроса, я просто хотела чего-то достичь. Оставалось определить – чего».
Выбирая для себя поле деятельности, Лена встречает активную поддержку мамы. Отношения мамы и дочери здесь можно назвать эталонными – ощутима теплота и искренний интерес мамы к переживаниям дочери, её иногда наивное, но такое необходимое ребёнку со-участие. В своих «сочинениях» Лена рассказывает и о своей первой детской любви, и о мамином поклоннике в её школьные годы; здесь появляется и соседка-фронтовичка со своей печальной историей и даже любимая кукла с пластмассовым бантом на голове. То есть здесь есть истории, близкие и понятные и подросткам, и взрослым. Пьеса очень искренняя, тёплая и печальная, но при этом её отличает тонкий, деликатный юмор; это самоанализ, исповедь, обращенная к читателю/зрителю.
Ещё до начала спектакля на сцене работает инструментальное трио – в программке оно названо «оркестрик» – клавишные, гитара и бас-гитара. Так же, как и в «Вечно живых» Театра на Покровке, фонограмма здесь не нужна. В этой постановке музыка и песни звучат всегда к месту, удачно формируя пространство и время спектакля. Сценография Георгия Пашина символически-минималистическая – на сцене лежит большой чемодан, размером не меньше шкафа. В руках у артистов, которые сидят на этом чуде бутафорской мысли, такие же фанерные ретро-чемоданчики. И первая сцена – поезд. На сцену с шумом и грохотом проецируется поезд на полном ходу и в реальную величину. Стук колёс, гул поезда, такой знакомо-тревожащий, магически включает зрителя в театральную «реальность». Постановка сделана как роад-муви во времени. Поезд можно понять как жизнь, а чемоданчики в руках – багаж воспоминаний. Просто и хорошо, да ещё воспоминания время от времени «материализуются» из чемоданчиков. И в то же время чемоданчик в руках актёра – маленький переносной театр. Простой и понятный символ, который немного размывается, когда чемоданов в один момент почему-то становится гораздо больше, чем исполнителей. Но это ненадолго. В костюмах есть некоторые приметы изображаемого времени, но не навязчивые и очень условные.
Каждый артист, кроме исполнительниц ролей мамы и дочки, в этой постановке исполняет по несколько ролей, меняя лишь элементы одежды и поведение. В повествовании разворачивается три временные эпохи. Но и 40-е, и более близкие к нам времена вытекают из настоящего, от лица рассказчицы Лены в условном «сегодня», поэтому с ощущением стиля уже далёкого прошлого не возникает ни каких конфликтов. Сама Лена оказывается на сцене в двух образах: Лена-девочка, маленькая угловатая худышка с косичками в мутоновой шубке – Кристина Якунина, Лена взрослая, приятная барышня в простом, но изящном платьице – Оксана Сырцова. Артисты манипулируют предметами, включая их в игру в любой роли. Так, Лена, рассказывая о том, как она дарила свою любимую куклу, вынимает из чемоданчика видавшего виды плюшевого мишку. Мишка в роли куклы логичен – куклы больше нет, у неё другая хозяйка, а он здесь символ и зритель чувствует боль утраты любимой игрушки, тоску по ней и её незаменимость. Кажется, даже мишка сочувствует. Роль Лены-маленькой почти без слов, она произносит лишь несколько реплик. Но то, о чём она думает, её поток сознания легко и занимательно пересказывает Лена-большая. И если Лена Кристины Якуниной по возрасту угловата и испуганна, то Лена Оксаны Сырцовой – интеллигентная девушка, для которой её детский опыт не прошёл впустую, в ней нет зажатости, она совершенно органична и обаятельна. Она не снисходительна к своим детским переживаниям, они важны для неё, они – её часть и это очень важно. Здесь показана важность детских переживаний, становление личности, творческой личности. Её речь – воздух пьесы. А вот мама в исполнении прекрасной Марины Конюшко – стержень. Она не красавица, но ладная, высокая и крепкая, отличается какой-то мальчишеской порывистостью и своеобразной пластикой. В Марине Конюшко есть сила и почти детская настырность и искренность, она действительно ведёт себя как мать, как опора для своей сценической дочери, которая с радостью и каким-то озорством встречает события в жизни своего ребёнка. Спектакли, где так показаны отношения родителей и детей, просто обязательны для семейного просмотра. Это оздоравливает. «Пять историй про любовь» — очень тёплая, тонкая постановка. Его отличает современный режиссёрский язык, простота и естественность происходящего, без попыток изобразить «как раньше». Люди, артисты здесь основная действующая сила. Именно они преобразуют пространство в театральное. Здесь не столь важны декорации и костюмы как таковые – в руках артистов, как в руках волшебников, любой предмет превращается в символ. И главное в постановке Татьяны Ворониной в театре «Суббота» – отношения людей, их существование на сцене и живое чувство друг друга.