Театр «Суббота» на фестивале «LUDI-2018» представил ещё одну попытку спасти Пушкина
Вечером 3 июня на большой сцене «Свободного пространства» питерский театр «Суббота» (ведёт свою историю с 1969 года) показал трагикомедию «Спасти камер-юнкера Пушкина» по одноименной пьесе Михаила Хейфеца в режиссуре Татьяны Ворониной (г. Москва).
Театр уже знаком завсегдатаям фестиваля «LUDI»: в прошлом году в рамках фестиваля зрители видели «Пять историй про любовь» по пьесе Елены Исаевой (спектакль взял гран-при фестиваля). Их тоже ставила Татьяна Воронина. Тогда, в 2017-м, во время визита в Орёл, Татьяна нам рассказала о том, что в питерском театре она приглашенный режиссёр и как раз показываемые в Орле спектакли – две её «субботинские» работы. Тогда же Воронина раскрыла и свой метод – работать с игровым театром, вовлекать в сочинения спектакля своих подопечных, актёров.
«Спасти камер-юнкера Пушкина» – это незатейливая, казалось бы, история о том, как совершенно заурядный человек Михаил Питунин не по призванию, а волею обстоятельств становится пушкиноведом, при этом не имея ни к литературе, ни к литературоведению никакого отношения.
На просторах Интернета пишут, что уже три петербургских театра поставили пьесу. А в среде театральных критиков драму называют одним из лучших современный произведений для театра на русском языке.
Пьеса очень понятная и дорогая сердцу каждого русского человека. Как дороги и милы сердцу имена поэта Пушкина, композитора Чайковского и художника Репина. Любить (необязательно, осознанно или нет) этих классиков учат с детства. Это наше национальное достояние, это символы нашей культуры. А знание этих имён может спасти юношу на свидании, а возмужавшего человека – в армии. Да что там – в лихие 90-е, на развале государства, поможет при встрече с рэкетирами. Драматург обрисовал живую историю и череду случаев, с приметами времени, которые были в жизни каждого обычного человека.
В сценическом переложении автобиографии героя (а текст читается от первого лица) много смешного. Монологическая речь то и дело прерывается зарисовками с участием комичных персонажей. Вот «училка», заставляющая учеников полюбить поэзию Пушкина. Вот мама Миши с её вечной историей, как её сын получил в детстве две травмы головы. А вот – одноклассник и друг Питунина «Дубик», лопоухий, нескладный. Вдвоём они столько в жизни претерпели от Пушкина! Вдвоём начинают ненавидеть поэта – ничего личного, просто школьная программа «достала». И вдвоём же начинают копаться в жизни и судьбе солнца русской поэзии.
Как мог Пушкин «промазать» на дуэли с Дантесом? Сначала более всего интересует это обстоятельство.
Пока Пушкин – это музей и памятник, к которому близко подходить нельзя – можно лишь любоваться на расстоянии. И в сценографии это выражено «музеефицированными предметами» – белые бортики, красная запретная черта. И сам поэт – или его изваяние. О судьбоносных фактах из биографии Александра Сергеевича рассказывает сначала отстранённый персонаж, очевидно, по замыслу режиссёра, внешне напоминающий молодого поэта. Его время – золотой век, ему под стать и звучащая в унисон с драмой жизни поэта музыка. В какой-то момент он словно сходит со знаменитого портрета Кипренского и является публике в клетчатом красно-зелёном шарфе-пледе. Постепенно белый цвет становится символом трагедии – Пушкину была предсказана гибель от белого человека в белом на белом коне.
В жизни героя появляется Прекрасная Дама. Лера. Как мимолётное виденье. Чтобы завоевать сердце девушки, Питунин, очаровывая её стихотворением-посвящением Наталье Гончаровой, становится соучастником Лериного замысла – спасти камер-юнкера Пушкина от верной смерти. Питунин ходит в библиотеку, вычитывает подробности той дуэли, яростно углубляется в биографию поэта и его окружения. И предлагает способ – заслонить собой великого русского поэта от дула пистолета противника. Самоотверженно и романтично! Что ещё нужно, чтобы стать истинным героем в глазах девушки. Но любовь молодых людей длилась недолго. До армии. А потом они более не увиделись. На память осталась картина Леры о том, как Питунин спасает Пушкина в тот роковой день на Чёрной речке.
Подлинная драма Питунина начинается в зрелые годы. Так получилось, что он одинок и не вписался в тот крой жизни, который показался в 90-е годы. Он и сам не понимает, зачем требует томик Пушкина от торговца с книжного развала. Ну точно не из любви к поэту! Парадоксальным образом творчество Пушкина в момент, когда культура не интересует народные массы, когда поэт и его идеалы никому вроде бы и не нужны, спасено вот этим Питуниным через посредство его друзей-вымогателей.
А дальше начинается трагедия Питунина-Пушкина. В какой-то момент белые бортики – это уже барьер для дуэли, а потом и вовсе – белый снег, мороз -15. Дуэльный пистолет. Персонаж – то ли Питунин, то ли Пушкин – идёт на место, где состоялся поединок поэта с Дантесом. А по пути – тысяча мыслей и вариантов, КАК предотвратить совершённое преступление, это убийство. И это – уже не «загадка литературоведения», это утверждение, основанное на фактах.
Вот было благородное время, думает Питунин, – в XIX веке можно было вызвать на дуэль того, кто мешает жить. И целиться, и стрелять. Мишень на заднике сцены появилась кстати. А кого он, Питунин, вот так, на расстоянии 10 шагов, может поставить против себя? «Воспиталку», учительницу, замполита, дружков с сомнительной репутацией?.. Кто виноват, что жизнь дала трещину и кого вызывать на поединок?
Во тьме лицо Питунина выхватывает прожектор. Оно кажется искажённым от боли. Его личную трагедию прерывает выстрел. Убили бандиты-приятели за квартиру. Бытовуха…
Но мы помним про литературоведческую загадку, про метафору, про роль Пушкина в жизни Питунина. Того, как маргинала, выбросило из высшего света. И нашего обычного героя тоже оставляют на обочине жизни. Он не нашёл себе места в новых реалиях… И вот он, как Пушкин, падает в снег и, целясь снизу, ранит противника… Вот так – принять судьбу поэта на себя и спасти его. Это первый финал.
Второй – рисунок на заднике и декламация детским голосом стихотворения Андрея Дементьева «А мне приснился сон, // что Пушкин был спасён…».
Третий – песня «Чёрная речка» группы «Серебряная свадьба» в исполнении артистов: «Саша, Саша, погоди, // Саша, Саша, не ходи, // На Чёрную речку – // там конечная…».
Это ещё два способа предотвратить беду, спасти поэта. Это как коллективное заклинание. Наш общий план – во что бы то ни стало СПАСТИ камер-юнкера Пушкина и культурой спастись самим.
Публика очень тепло приняла спектакль и долго аплодисментами благодарила театр «Суббота» – и за игру, и за прекрасный материал. И, конечно, за Пушкина.
P.S. Кстати, Михаил Хейфец, автор драмы, просит не называть его текст автобиографичным. Хотя в нём много фактов из его биографии. Он, как и Питунин, в Ленинграде учился в школе имени Пушкина, потом в кинотехникуме.
P.P.S. Орёл увидел постановку в канун рождения поэта (6 июня). А в дату гибели смерти, 10 февраля, в 2016 году «Свободное пространство» выпустило спектакль Сергея Пузырева «Спасти камер-юнкера Пушкина», правда, он быстро ушёл из репертуара.