Главный
режиссёр
театра
Андрей
Сидельников

О театре

  • История
  • Основатель
  • Главный режиссёр
  • Сцены и залы
  • Документы
  • Конкурсные процедуры

Архив
спектаклей

Отзывы

Новости

Пресса

В Петербурге поставили современную притчу Константина Стешика о двух друзьях в жанре роуд-муви

Автор: Светлана Мазурова

Российская газета: 23 января 2023

Санкт-Петербургский театр «Суббота» представил премьеру — спектакль «Друг мой». Пьесу лидера белорусской драмы новой волны Константина Стешика, написанную в 2020 году, поставил главный режиссер Андрей Сидельников.

Два друга выходят ночью на улицу: один — подышать свежим воздухом, другой — стрельнуть сигаретку. Главных героев играют ведущие актеры «Субботы» — Иван Байкалов и Владислав Демьяненко.

«Пошли пройдёмся, сказал мне друг. Пошли, сказал я. Мы вышли на улицу, на улице шёл дождь. Я вернусь за шапкой, сказал я, а то голова замёрзнет. Да ну, сказал друг, мы быстро. Сейчас сигарету стрельнём и назад, сказал друг. Бросай курить, сказал я. Бросай говорить мне, что делать, сказал друг. И улыбнулся…» — так построена пьеса, скорее, рассказ от первого лица. Но в театре монолог распределен между восемью артистами.

Режиссер рассказал «РГ» о постановке.

Заходишь в зрительный зал и видишь на экранах глаз, крупным планом. Что вы в это вкладываете?

Андрей Сидельников: Вся наша жизнь сегодня зафиксирована: фото, селфи, видео, навигаторы, голосовые помощники на наших гаджетах, съемки уличных камер, посты в соцсетях. Личное пространство человека очень сильно сузилось. Все время кто-то наблюдает, подсматривает за нами. И никуда не спрятаться от этого. В каждой квартире — телевизоры, телефоны, компьютеры, камеры… Многие зрители прекрасно понимают эту метафору, которую можно трактовать и не так бытово, на самом деле.

Современная притча в жанре роуд-муви — так определен жанр спектакля…

Андрей Сидельников: Да, герои путешествуют сквозь ночь, с ними происходят разные происшествия. И наконец приходят в утро и понимают, что это было путешествие души. Вообще это путешествие — поединок с самим собой. Один из героев, одна сторона нашего «я», не хочет никому помогать, он хочет просто жить и не вникать ни в чьи проблемы. И все время спорит с другом: зачем кому-то помогать? Помогать тем, кто им встречается в этой ночи. А другой с ним не согласен и помогает всем. В финале друг, который приходит на помощь всем, уходит, исчезает. Как все лучшее в человеке. А второй — никому не нужный, без семьи, без детей, старый, проживший бесполезную жизнь, остается. Все это происходит за одну ночь, которая оказалась длиною в жизнь.

Чем вас привлекла эта пьеса-монолог (моно — обозначено и у автора)?

Андрей Сидельников: Темы одиночества, страха, потери себя. У одного из персонажей пьесы, потерявшего семью (Крепкий парень), есть ключевой монолог о том, что жизнь прекрасна только в детстве и в молодости, а потом начинаются расставания с близкими и родными, жизнь забирает все.

Я часто вижу после спектакля растерянные лица, задумчивые. Зрители уходят не на драйве, как после «Ревизора» или «#ПрощайИюнь», некоторых других наших спектаклей. Но спектакль «Друг мой» — для того, чтобы задуматься, заглянуть внутрь себя и попробовать не убить в себе того хорошего друга, которого в итоге теряет герой пьесы Константина Стешика.

x

Тем временем

Театр «Суббота» провел в эти дни IV Международный конкурс коротких пьес Stories. В фестивальную программу вошли шесть пьес. Эскизы спектаклей публике представили режиссеры из Челябинска, Еревана, Самары, Ижевска, Красноярского края, Перми. В конкурсной программе 2022 года участвовали больше четырехсот пьес.

Прямая речь
Константин Стешик, драматург:

— «Друг мой» — это монопьеса, написанная специально для театра. Помимо «Субботы» этот текст поставлен в МХТ имени Чехова, в Камчатском театре драмы и комедии и других. Я давно хотел написать текст про двух друзей, путешествующих по ночному городу, но сложился, оформился в пьесу «Друг мой» только недавно. Можно сказать, что этот текст — результат многих лет жизни в постсоветском спальном районе Минска.

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!