Юлия Каландаришвили представит вторую часть истории про Цацики
14 и 15 декабря в петербургском театре «Суббота» пройдет премьера спектакля «Цацики и его семья». Режиссер Юлия Каландаришвили ставит уже вторую часть книг о Цацики, созданных шведским автором Мони-Нильсон-Брэнстрём.
О спектакле и значении сюжета о Цацики для современного театра для детей журналу ТЕАТР. рассказала режиссер Юлия Каландаришвили:
«Наш герой — мальчик Цацики — растет, и мы растем, поэтому средства в этом спектакле будут уже не такими минималистичными. В новой истории в мире Мамаши и Цацики появляется кто-то третий, и у нас в спектакле появится ещё один персонаж. Неизменным останется способ игры, как и в большинстве моих детских спектаклей, где детали становятся только импульсом, помогают детям дофантазировать образ. Мне кажется, это одна из главных задач театра. У самих детей сейчас достаточно готовых образов вокруг — в компьютерах, в телефонах, в телевизорах, в игрушках, в основном это то, что не требует включения фантазии. А я считаю процесс, когда внутри своей головы ты можешь создавать мир, важным этапом развития человека. С моим крестным сыном мы однажды вывели такое правило: если не знаешь, что это — придумай, а если знаешь — забудь и придумай заново. Этим методом я пользуюсь в большинстве своих спектаклей.
Сейчас в театре для детей, как и в современной детской литературе, стало меньше запретных тем, хотя нам часто влетает и за первого «Цацики», потому что Мони Нильсон из тех авторов, которые не заигрывают с детьми, но при всей своей откровенности и прямоте остаются очень нежными. Вся история о Цацики — очень честная. Она раскрывает самые сокровенные и, может быть, неловкие моменты во взрослении ребёнка и помогает их не бояться. В «Цацики и его семья», например, одна из важных тем — проблема навязывания взрослым своего мнения ребёнку. Автор не закрывает на это глаза, а дает поддержку, помощь и любовь. (Вообще, если произведение не про любовь, мне это не очень интересно ставить). Ведь это и для родителей очень важно — понять, что есть какие-то вещи, которые ребенок узнает, проблемы, с которыми он неизбежно столкнется, и он должен быть готов ко встрече с ними. А родитель должен быть готов ему в этом помочь.
Я думаю, нам нужно продолжать ставить про Цацики, потому что это хорошая возможность проследить рост человека. Ребенок очень быстро изменяется. Сегодня он один, завтра — другой, послезавтра — третий. У Мони Нильсон из книги в книгу хорошо виден этот рост. Но есть большая проблема в виде цензурных меток на театральных афишах. Возрастное ограничение должно быть намного более гибким, потому что, например, шестилетний мальчик совсем непохож на девятилетнего. Это совершенно разные миры. Мони Нильсон описывает жизнь Цацики поэтапно, в каждой книге герой становится старше на год, что помогает проследить те самые локальные этапы взросления в психологии маленького человека.
Во второй книжке Цацики встречается со своим отцом, которого он никогда не видел. Я прочитала эту книгу, спустя месяц после встречи со своим отцом, с которым виделась последний раз в 5 лет. Так что новый спектакль — это очень личная история, и у меня не было выбора — захотеть или не захотеть ставить «Цацики и его семья». Это было однозначно».
Инсценировку повести для спектакля создала Алиса Протас по переводу Марии Людковской. Художником спектакля выступила Мария Смирнова-Несвицкая.
В главных ролях — актеры театра «Суббота»: Софья Андреева, Станислав Дёмин-Левийман и Артем Лисач.
Напомним, Юлия Каландаришвили — режиссер, выпускница СПбГАТИ (курс Ю.Красовского, 2017). Ее спектакль «Цацики идёт в школу» вошел в лонг-лист «Золотой Маски»-2019 и программу «Маска плюс» (Москва); получил Гран-при фестиваля FRIST (Румыния), а также стал лауреатом фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям».