Логотип Театра "Суббота"

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

Автор: Людмила Семенова

Росбалт-медиа. Петербургский авангард: 8 сентября 2019

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Это — разговор лицом к лицу с собственным прошлым, с судьбами своих предков и земляков, со своими потаенными страхами и слабостями, которые меркнут и развеиваются на фоне такого масштабного горя. Это — прививка от самоуверенности, присущей новым поколениям. В последнее время нередким явлением стали оценочные суждения молодых людей о том, как стоило «правильно» вести военные действия, чтобы избежать трагических последствий, и даже весьма оскорбительные характеристики в адрес тех ленинградцев, чья жизнь оборвалась в страшные блокадные годы.

Спектакль гласит, что сколько бы ни сменялись поколения, правители, идеологические догмы, экономические и культурные реалии, есть непреходящие ценности. И в первую очередь это спокойствие за свой сегодняшний и завтрашний день, за близких, за домашний очаг и фамильные сокровища, за свою память, свое достоинство, свое человеческое «Я». И все это оказывается невероятно, беспощадно хрупким под натиском голода, страха и инстинкта самосохранения.

«Блокадная книга», одно из наиболее известных произведений о ленинградской трагедии, была основана на двухстах рассказах людей, переживших блокаду. Эти рассказы были записаны на магнитофонную ленту и общий объем собранного материала составил четыре тысячи страниц. Цензура приняла книгу недоброжелательно и полное издание в Ленинграде вышло только в 1984 году.

В 2009 году Александр Сокуров снял документальную экранизацию «Блокадной книги» с участием множества петербуржцев — в первую очередь самих жителей блокадного Ленинграда, а также знаменитых артистов, ученых, курсантов, школьников. На театральных подмостках Петербурга эта тема поднималась неоднократно, и порой в неоднозначных решениях. Среди ярких примеров — спектакль «Ленинградка» театра Karlsson Haus, названный «кукольной притчей для взрослых», пьеса «Развалины», поставленная «Этюд-театром» и Лабораторией «On. Театр», международный российско-германский проект «67/871. Документальный спектакль о блокаде» на сцене Театра поколений.

Все эти постановки были не только воплощением индивидуальных идей, но и данью памяти ленинградскому театру, который жил и играл в страшные годы. И теперь театр «Суббота» показал собственную интерпретацию — историю об интеллигенции и культуре, которым Даниил Гранин отдавал в своих трудах главную роль в защите Ленинграда. О страшных метаморфозах всего привычного, родного и прекрасного, о попрании традиций и уз, о забвении всего человечного и человеческого (по утверждению самого Гранина, кое-что писатели так и не решились опубликовать) и о его воскрешении из праха и пепла.

Режиссеру Татьяне Ворониной и труппе «Субботы» удалось перенести зрителя в истинный Ленинград 1940-х годов — призрачный город, населенный людьми-тенями, которые не различаются ни одеждой, ни сословием, ни образованием, они уравнены голодом, потерей близких, ненавистью к врагу и страхом за собственную жизнь. При этом каждый артист удивительно органичен в отведенном ему образе-биографии без имени и документа, имеет личную творческую задачу.

Многие моменты пьесы пронзительно касаются самых личных и сокровенных аспектов человеческой жизни. Это включает и ее начало, когда в организме слабеющей от голода женщины пытается удержаться новый человек, и конец, когда люди угасают без похорон, последних добрых слов и памяти. Безусловно, семейные и дружеские отношения также проходят через страшные изменения, испытания борьбой за выживание, и все же их гуманистические грани сохраняются, то и дело показываясь неожиданной стороной — как, например, забота о родительских кактусах.

Другая важная составляющая — отчаянная борьба города с его «расчеловечиванием» посредством уничтожения культурных ценностей. Порой этому невозможно противостоять: люди топят жилище ценными книгами, пытаются обменять раритетные вещи на еду, потому что деваться им некуда. И все же культура упрямо живет в их сердцах, заставляя перед лицом смертельной опасности размышлять о том, как получилось, что их Ленинград, франтоватый европейский город, превратился в жалкого умирающего оборванца. После этого зритель не сможет не взглянуть по-новому на давно изученные вдоль и поперек проспекты и улицы, мосты и здания, набережные и острова, которые вопреки всему по-прежнему живут и остаются неповторимо красивыми во все времена года.

Визуальный ряд спектакля, в соответствии с мрачной тематикой, очень лаконичен и при этом эмоционален. Художники Елена Жукова и Евгений Ганзбург смоделировали тускло освещенную, скудную атмосферу типичного ленинградского жилища или промышленного предприятия в военные годы. Особенно острой и эмоциональной представляется кульминация постановки, показывающая понятие о своем «Я» как о сосредоточении общечеловеческих идеалов, отличающем нас от животных, о хранилище чувств и мыслей, памяти и веры, любви к родным и к родине, о главной движущей силе общества и народа. Спектакль призывает всегда помнить о тех, кто так и не выстоял в этой борьбе, от кого остались лишь голоса, до сих пор блуждающие по этому хмурому, болезненному и все же мощному и жизнелюбивому городу.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!