Логотип Театра "Суббота"

Спектакль «Море» театра «Суббота» стал номинантом театральной премии «Золотой софит»

Издание: Санкт-Петербургские Ведомости, 24.08.2025

Автор: Дина Гин

Источник: Санкт-Петербургские Ведомости

Эта постановка (16+) выдвинута в номинации «Лучший актерский дуэт». Собственно, в ней и заняты всего два человека — Он (Виталий Гудков) и Она (Софья Андреева). В основе — пьеса Ирины Смагиной, московской актрисы и драматурга. «Автор спектакля» (именно так обозначен в программке режиссер) — Марк Букин.

x

Фото Алексея Иванова

Этим летом на гастроли в Петербург приезжал из Новосибирска театр «Красный факел». В день открытия играли «Ромео и Джульетту» Букина — музыкальный спектакль для молодежи, предельно современную версию вечной истории. Интервью с постановщиком «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали в предыдущем выпуске «Афиши». В списке работ молодого режиссера классика преобладает. В Перми и Новосибирске он поставил «Пиковую даму», «Пир во время чумы», «Раскольникова», «Идиота», «Чайку» и так далее.

Однако на фестивале коротких пьес Stories в театре «Суббота» Марку Букину выпало работать с современной драматургией, и он принял вызов. «Мне кажется, язык этой пьесы довольно универсален, то есть он не привязан конкретно к сегодняшнему дню, а для меня важно, что эта история могла происходить 50 или 20 лет назад и может произойти через 100», — объясняет себе и зрителям постановщик.

О чем эта история? О мужчине и женщине, которые на берегу моря в ожидании прилива вспоминают свою жизнь, ссорятся и признаются друг другу в любви. По мере развития действия (диалога) выясняется, что живут они в доме престарелых. Он решил уйти из жизни — в море. Она не может принять его решение, но не хочет препятствовать... Оказывается, эти двое влюблены друг в друга со школьных лет, но никогда не были вместе. Почему? Так сложилось. Он не сделал ей предложение, она слишком горда... Каков финал? Этого зрители так и не узнают.

В спектакле Марка Букина герои не имеют возраста. В пьесе сказано, что обоим больше 90 лет, но играют эти роли молодые артисты. Оба одеты в белые рубашки и черные брюки с подтяжками. На ней — мужская шляпа, у него — вязаная шапочка. Оба — чуть‑чуть Бродяги (впрочем, намек на персонажа Чарли Чаплина тонок, ненавязчив).

А еще они похожи на персонажей театра абсурда. Точно так же, как герои пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», коротают время в предощущении чего‑то огромного. Точно так же, как Старик и Старушка из «Стульев» Эжена Ионеско, любят друг друга, лгут друг другу, играют в игры и уходят в неизвестность. Правда, в отличие от тех живут не на острове, а на берегу моря. Но некий условный остров все‑таки есть — он обозначен светлым квадратом на планшете сцены. Именно тут и разворачиваются основные события.

Режиссер решает спектакль как игру без очевидных правил. Артисты периодически выпадают из роли, а в какой‑то момент Виталий Гудков даже напрямую обращается к зрителям, требуя объяснить нестыковку в сюжете. Когда выясняется, что Он слеп, гаснет свет — зал вместе с героем проживает это открытие. Когда Она рассказывает, что парализована и не может ходить, Софья Андреева какое‑то время отыгрывает недуг, но вскоре опять танцует...

Оформлена постановка соответствующим образом — лаконично и с иронией. На сцене разбросаны камни, большие и маленькие, один из которых в какой‑то момент оказывается флягой. Слева на стене висит маленькое фото. Из зала не разглядишь, но, если подойти, выяснится, что это стоп-кадр одной из сцен. Осветительные приборы расставлены на виду. Он высыпает прямо на планшет сцены театральный пластиковый «песок» и поливает его настоящей водой из большой бутыли. Она раскрывает на полу трюмо — зеркальный кусочек моря.

Из реквизита задействовано всего несколько предметов — граммофон, из которого звучит шум прибоя, губная гармошка, стеклянный графин и пластиковая бутыль. Каждый используется, обыгрывается только однажды. Режиссер откровенно нарушает театральные установки, согласно которым реквизит должен «работать» наравне с актерами. Абсурд — значит абсурд.

При этом артисты существуют в предложенных им обстоятельствах искренне и темпераментно. Блестяще держат паузы, временами даже озадачивая зрителей затянувшимся молчанием. Танцуют и разыгрывают гэги, потом вдруг становятся пронзительно серьезными...

О чем эта история? Наверное, о том, что море существует не только снаружи, но и внутри каждого из нас. И внутренний океан прекрасен, непредсказуем и опасен, как внешний. «Слушай море!» — говорит Она Ему. И залу. И зал слушает.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!