Логотип Театра "Суббота"

Ваша пьеса сыграна, разувайтесь

Автор: Лиза Ординарцева

Арт-журнал «Около»: 19.12.2023

Источник: Арт-журнал «Около»

16 и 17 декабря театр “Суббота” пригласил первых зрителей на спектакль “Маленькие трагедии”.

Показ был озаглавлен как “репетиция со зрителями”, а премьера назначена на 12 января 2024 г. Очевидно, за месяц спектакль может измениться (он явно претерпевает сокращения: в программе было заявлено 3 часа 20 мин., а в первый же вечер уложились в 3 часа, включая антракт). Представленная нам версия выглядела вполне законченной, а привычные мне признаки прогона / work in progress отсутствовали: не было вступительной речи режиссёра (спектакль ставит главреж театра Андрей Сидельников), а поклоны и цветы, наоборот, имелись. Так что подзаголовок “репетиция” можно было и не заметить, или усмотреть в нём отсылку к золотомасочному «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»: здесь истории тоже вкладываются одна в другую, хоть и не так радикально.

Сцена (неглубокая и довольно камерная) оформлена в исключительно чёрном цвете (художник — Дмитрий Разумов, художник по свету — Максим Ахрамеев). Игровое пространство отделено от зрительного зала двумя слоями чёрного тюля (к середине первого акта слой останется один, но практически нерушим — его актёры преодолеют целиком только на поклонах). По центру — стол, всюду стулья, поверхности, частично закрытые старыми театральными афишами (прямых отсылок не рассмотрела, но наверняка внутренний диалог там есть). Справа на авансцене — игровой автомат. Игромании как таковой нет среди страстей “Маленьких трагедий”, но её атрибут пройдёт через всё действие спектакля, символизируя жажду жизни и желание рисковать (Grand gamer — ну чем не Дон Гуан? или Моцарт?). Над автоматом — неприметная поначалу лестница, уводящая персонажей со сцены в последний путь. Вроде бы вверх, но за дверью мелькают отнюдь не райские кущи. У лестницы есть служитель — тот самый “чёрный человек” из “Моцарта и Сальери”:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

В спектакле он — сквозной персонаж, неумолимо и регулярно забирающий к себе героев. Кажется, даже чаще, чем в первоисточнике: Барон (Владимир Абрамов) и Альбер (Сергей Кривулев) отправляются на тот свет дуэтом, связанные неразрывно, как две стороны одного дублона, а Лаура (Валерия Ледовских) бросается в объятья смерти после ночи с Дон Гуаном (Григорий Татаренко/Виталий Гудков). Перед уходом все снимают обувь, и к концу спектакля на авансцене вырастает батарея штиблет, сапог и туфель. Эта метафора уравнивает персонажей перед роком, из акторов они превращаются в жертв. Дополнительно ход времени на сцене отмеряют тюремным способом: белыми меловыми чёрточками по семь в ряд.

Четыре маленьких трагедии не даны последовательно, а сплетены довольно хитрым способом. Открывает действие мизансцена из “Пира во время чумы”: первым мучается жаждой и погибает, видимо, Джаксон:

Тому два дня наш общий хохот славил

Его рассказы; невозможно быть,

Чтоб мы в своем веселом пированье

Забыли Джаксона! Его здесь кресла

Стоят пустые, будто ожидая

Весельчака — но он ушел уже

В холодные подземные жилища…

Другие участники застолья остаются и довольно быстро отказываются от последних мер предосторожности. Этот сюжет становится обрамляющим, самым объёмным и пугающе актуальным: никаких плоских параллелей с коронавирусом, но залихватская пляска на выжженом поле. “Скупой рыцарь” может быть одной из историй, рассказанных за столом, а Сальери вдруг обнаруживается среди пирующих. Но он же — Дон Гуан, и Моцарт, правда, с причёской Бетховена (Иван Байкалов) то рассказывает нам о похождениях испанского ловеласа (конечно, в версии Пушкина сами тексты “Маленьких трагедий” не изменены и оставлены практически без дополнений), то выступает героем собственной истории.

Несмотря на преумноженное количество и неотвратимость смертей, в спектакле немало комического, главным образом благодаря музыкальным номерам (музыкальное оформление — Анатолий Гонье), которые я не буду перечислять, потому что эффект неожиданности — важная составляющая их воздействия. Зал принял постановку очень тепло и в первых отзывах зрители отмечают, что спектакль очень “субботовский”. Удивительно, даже я, будучи новым человеком в зале, это почувствовала — в ансамбле, в пространстве, в энергообмене. Пожелаем спектаклю счастливой премьеры и удачной сценической жизни. На 12 января немного билетов ещё есть!

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!