«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
Первое знакомство с режиссером. С первых тактов удивленно понимаю - МОЁ!! Удивленно, потому что последние несколько лет это слишком редкое чувство. Вспоминаю, что театр обманчив и стойко жду разочарования. Даже после антракта. Но его не случается ))
Ничего не читала в сети, смотрела чистым листом, и в очередной раз поняла, как важно тетатралам не спойлерить, хотя бы первый год спектакля. Но ни они ни подчас сами театры не выдерживают этого (в фойе пересаживалась и закрывала уши, чтобы не слушать про ленсоветовского «Недоросля» :)) Так вот, смотрела чистым листом, и изумлялась все больше и больше при каждом повороте, от и до.
Вот так, обычным будним вечером, душным и суетливым, вдруг встречаешь Театр, который ждал так долго. Который не особо ожидал встретить на таком материале.
Это можно было дико «засушить». Это можно было превратить в сплошной ржач, с претензией на философию, но только лишь с издевкой над ней, без глубины. Это можно было бы превратить в горькую трагедию, без просвета. Но это все была бы не «Суббота».
Это хочется растащить на цитаты, но я не успевала запоминать… Только мне казалось, что запомнила, как новый виток на сцене отправлял зрителя в нок-аут, и предыдущая цитата вылетала из головы. Может, и к лучшему - помним, не спойлерить!! Плюс спектакль - редкий кандидат в многократные просмотры.
Я теперь подумаю, как рассказать подробнее. И, возможно, после другого спектакля вернусь к этому рассказу…
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 2).
Все-таки сильно порадовавший спектакль - не такое и частое явление, поэтому хочу подробнее воздать должное спектаклю «Просто Дон Кихот». Совсем без спойлеров не обойдется, но я аккуратно: про то, что уже и так мелькало в сети, либо про свое личное восприятие.
Составов в спектакле нет. Что искушенному театралу скажет о многом. И я опять пропою оду артистам. А режиссера Люкевича, конечно, теперь посмотрю все, что найду, и тогда определимся, какая доля именно его в том счастье зрительском, что мне спектакль подарил :). Хотя уже сейчас могу сказать, что давно меня настолько не радовал темпоритм. Я хоть и зритель, родившийся «не со вчерашним дождем», но в спектаклях очень «старинной выделки» иной раз испытываю желание нажать кнопку «fast forward». И наоборот, в очень лихих и шустрых, хочу иной раз воскликнуть, как восклицала моя бабулечка, заставшая рекламу девяностых: «Хотите показывать - показывайте!! А баловаться зачем?!?!».
Теперь по порядку.
(Продолжение следует)
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 3)
В спектакле есть «ведущий», Глашатай, так называемый. Это очень вписывается в общие представления о материале, но когда я вижу, что так будет, обычно настраиваюсь, что сейчас будет скучно. Уже догадались, да? 😊 правильно! «Но это была бы не « Суббота»!» Иван Байкалов в роли Глашатая - это фейерверк. Не значит, что только смешно и весело, но внимание ваше не отпустит, но всегда неожиданно. Параллельный спектакль, причем одного актера. Которому надо этими интермедиями своими переиграть то, что вы только что видели. Задача не из легких. На выходе подслушала удивление людей, которые, очевидно, только в ролях второго плана Ивана видели. Они не знали, «что он Такой». Они теперь посмотрят все спектакли с ним, конечно, но уже не увидят бунинского Мити… Диапазон Ивана огромен, а мастерство и некая легкость моцартовская все растет.
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 4)
Про шикарную главную «двоицу».
Они почти весь свой «еще один поход» сидят на месте. А путь огромнейший за три часа, и у них, и у нас. И путь и амплитуда перепадов. Душевная сауна.
Конечно, внутренний мой взор до спектакля видел только и единственно Владимира Шабельникова в заглавной роли. Признаться, мне не очень нравится, когда приглашают артистов со стороны. Я даже раньше, по-моему, в «Субботе» такого не наблюдала. Поэтому слегка с предвзятостью зрительской пришла. Надо ли рассказывать, что с первых же слов, движений, интонаций Александр Лушин сразил точностью попадания. Какой-то миллиметровой. Какой-то совсем без зазоров. Но если вы думаете, что персонаж этот весь спектакль одинаков, попал один раз в образ и все, то вас ждут сюрпризы.
Санчо. Владислав Демьяненко. Потрясающ, как и в любой роли, главной ли, второстепенной ли. У Влада есть особая глубина и искренность, и была она сразу. Я иногда вижу, как это набирается с годами. А в нем для меня всегда это было.
(Продолжение следует)
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 5)
Что лично мне подарил спектакль или о своем о девичьем.
Милые дамы, если есть возможность ваших личных Дон Кихотов сводить, то покажите им спектакль. Мне кажется, после столь наглядной демонстрации, они очень многое увидят в себе. Сыграно настолько блестяще, Дон Кихот настолько искренне не понимает, что прежде чем «всем людям в мире помогать», неплохо бы о любимой подумать, это настолько ВНЕ его системы координат. Где-то чек-бокс не отмечен в настройках заводских ))) Дульсинея бьется, Санчо бьется, а он безмятежно непоколебим. Просто «шекспировский конфликт». Это все нам известно давно, но когда видишь это живыми людьми разыгранное, невозможно в себе что-то не увидеть. Невозможно не осознать, что пресловутое «сама-сама-сама» бывает разное. Бывает бесконечно циничное, из советского фильма. А бывает бесконечно поэтичное, как у Дон Кихота. Суть одна. А ведь вместе с Дульсинеей можно помочь людям больше и качественнее. Вдруг что-то кликнет от спектакля и сложится…
Далее. Хочу посвятить диалог о безумстве и сумасшествии всем людям, кто когда-либо называл мои мысли, идеи, надежды, чаяния и т.д. - сумасшедшими. 😊 Друзья - вам! От всего сердца! 😊 Блестящий фрагмент просто.
По-настоящему страшными показались мне отрывки с великанами и с инквизицией. Хотя смеялся зал сильнее уже к этим моментам.
Великаны - это настолько и метафора и голая правда одновременно. И опять перевертыши. На сцене уродливая великанша с ужасным голосом, а внутри там прекрасная Марина Конюшко. А в жизни сейчас чаще наоборот, мерзкие великанши прячутся под овечьими шкурами благовидной наружности.
К слову об овечьих шкурах… Смешно, конечно, и сыграно бесподобно, но по сути, единственное, что было не в моем вкусе. Кто видел, понял. Но это, как говорят в театре, чистой воды «вкусовщина». Не вкусовщина даже, а скорее, поколенческое… Зал в восторге.
(Продолжение следует)
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 6)
Еще раз о Шекспире и о рэпе.
Ой нет, о рэпе не могу. Смотрите спектакль :)
А Шекспир? Это диалог Роси и Серого (лошадки и ослика). Наверное, даже один этот отрывок можно на премии все выдвигать. Почему Шекспир? Такие у него бывают вставки «простолюдинские», для снижения ли градуса трагедии, для того ль, чтоб не забыли, как жизнь разнообразна. Но и здесь перевертыш. В чем именно, не скажу, но, кажется, уже зал в слезах сучил ногами по полу. Это режиссура или актерская игра? Мне показалось, чистое актерство, нельзя срежиссировать таких тонкостей, такой ансамблевости. Но если все-таки можно, то жирный плюсик господину Люкевичу. Одно это «Рося, а вот скажи…» таким серьезным-серьезным голосом Влада… И задумываешься сразу о природе юмора. Почему мне это так смешно, а известные юморные передачи по телеку - ни капли. Комедии в театре многим не хватает. Говорят, она куда-то исчезла. Она просто спряталась внутри других спектаклей, переплелась, отдельно ее теперь не встретишь.
(Продолжение следует)
P.S. Видео странно загрузилось, надо открыть, чтобы увидеть взгляд собачки в конце…
«Просто Дон Кихот». Театр «Суббота». 30 мая 2024. Реж. Кирилл Люкевич.
(Продолжение. Часть 7)
Завершая сей многотомный труд, дорогой читатель, я хотела бы удостовериться, что у тебя не сложилось впечатления, что вечер этот был сплошным весельем. То, какие слезы стояли в глазах артистов в некоторых эпизодах… правда, и в них зал позволял себе смеяться порой…
Хорошие повара говорят, что человек, когда приходит в восторг от какого-то блюда, на самом деле просто находит в нем своими рецепторами все четыре вкуса. Они все должны в нем быть, и сладость, и соль, и кислинка, и горчинка…
Для меня этому спектаклю бог дал все. Глубину и легкость, трагизм и радость, философию и комедийность…Так я его восприняла.
Для меня это тот самый мой Театр, который стал встречаться мне все реже, но…
… одну фразу процитирую все же (не спойлер, потому что надо слышать и видеть, КАК Дон Кихот это произносит, КАКАЯ волшебная легкость и надежда вдруг необъяснимым образом разливается в воздухе):
«Необязательно иметь королевство, чтобы быть принцессой… но это не значит, что не надо туда идти…»