Логотип Театра "Суббота"

Ангелы и аэропланы 

Автор: Катерина Ткачева

Журнал «Петербургский театрал». 2023. No 4. Июнь – июль – август: С. 16–17

Сложно найти человека, не знающего писателя-летчика Антуана де Сент-Экзюпери, не слышавшего про «Маленького принца», про барашка в коробке, лиса, которого приручили и розу, которая самая прекрасная, потому что ее любят. 

Создатели спектакля в театре «Суббота» решили не идти легким путем. У Экзюпери есть еще одна, но сейчас мало кому известная книга. Это «Планета людей» – почти автобиография, почти приквел «Маленького принца». Там тоже случаются чудеса, там тоже есть истории про дружбу и любовь, про одиночество, отчаянье и спасение, про самолеты и опасные рейсы. Это тоже для тех, у кого зоркое сердце, для тех, кто еще любит и верит, и ответственен за тех, кого приручил. И об этом спектакль. Спектакль уникальный, потому что сюжет в нем не так уж и важен. Важна атмосфера, прерывистое дыхание и простая красота мира Экзюпери, которую удалось поймать режиссеру Андрею Сидельникову и актерам, музыкантам, постоянно находящимся на сцене. И подарить залу. История проста – летчику Антуану руководство авиакомпании на время запрещает полеты. Пока он не может летать – он не живет, и поэтому вспоминает прошлое. В этом прошлом – молодость Антуана, друзья и подруги, азарт самого первого полета и поиск, вопреки всему, пропавшего в Андах товарища, любимая женщина, крушение самолета и встречи… много встреч с разными людьми. Так создается «планета людей». В финале – герою окончательно запрещают летать, но ему уже это не мешает. Он может лететь куда угодно, потому что свободен. 

Сценическая композиция уводит нас от прямой и линейной повествовательности, равно как и от бытовой, житейской однозначности. Зрителю дается возможность увидеть, считать цитаты и образы или просто подчиниться условности рассказа, похожего на сон и поверить в то, что показывают. Огни взлетной полосы в глубине сцены или звезды? Настоящая мертвая и безлюдная пустыня в центре сценической площадки или игровая зона, безобидная песочница? Настоящая ли это история, произошедшая с Антуаном де Сент-Экзюпери, пропавшим в воздушном бою во время Второй мировой войны, или фантазия театра о вечной мечте человека – летать? Герой – обобщенный взрослый, наш современник, который, рассказывая о своей молодости, вдруг нашел разгадку существования, увидел весь мир целиком и при этом каждого человека по отдельности? На эти вопросы каждому придется ответить самому, поскольку не бывает похожих судеб и одинакового жизненного опыта. Кого-то спектакль обязательно привлечет отчаянно врывающейся в повествования музыкальной программой Софьи Андреевой, предстающей перед публикой то в образе Эдит Пиаф, то Марлен Дитрих с их надрывными песнями о любви и судьбе, то зажигающей в стиле реггей на авансцене, то скромно исполняющей лирическую фоновую композицию, как певица в ресторане. Музыка, популярные и менее известные мелодии недавнего прошлого – равноправный герой спектакля, задающий темпо-ритм всего действия. Она сопровождает восторг полета и отчаянье авиакатастрофы, драйв первой любви и тягостное ожидание ответа о судьбе пропавшего летчика. 

Хотя создатели спектакля подчеркивают нам эпоху – время действия первая половина ХХ века – историческая конкретика здесь, тем не менее, отсутствует. Так же универсально и место действия. Сцена без малейшей внешней трансформации предстает нам то кабаком, где сидят летчики, то конторой авиакомпании, то сложно определяемыми по карте горами, пустыней и оазисами. Оркестр на заднем плане – то реальные музыканты ресторана, то метафора «ритма времени», музыки в голове героев. Поэтому, кто-то увидит ностальгический концерт с элементами драмы, а кто-то – музыкальный спектакль по мотивам произведений Экзюпери. Кстати, хотя повествование и ведется от лица взрослого Антуана в исполнении Владимира Шабельникова, а в воспоминаниях действует молодой Антуан (его играет Иван Байкалов), сложно сказать, что Антуан здесь главный герой. Спектакль – череда фрагментов разных личных историй, эпизодов встреч и расставаний, мельком брошенных суждений о жизни и глубокомысленных выводов о неотвратимости судьбы. Это действительно – планета людей, на которой они случайные гости. Но это – не повод для грусти. Жить сейчас, бороться и искать, ждать, несмотря ни на что, ждать, потому что любишь, и возвращаться живым, потому что тебя ждут, словно говорит коллективная работа театра «Суббота», возвращая веру в настоящих героев, пробуждая детские желания стать летчиком, моряком, космонавтом, очищая от грязи и мусора современного информационного поля, оставляя самое главное – веру в человека. Он слабый, часто ошибается, но не сдается. 

И, не очень хорошо умея рисовать, нарисует барашка. Того самого.

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!