Логотип Театра "Суббота"

Есть люди, которых нельзя обманывать

Автор: Савва Иванов

Журнал «Петербургский театрал»: апрель 2022. С. 28-29.

Роман Габриа, кажется, в этом сезоне стал рекордсменом в Петербурге по количеству премьер за сезон. Тому, с какой скоростью он выпускает спектакли в разных театрах, может позавидовать любой из коллег по режиссерскому цеху. «Петербургский театрал» уже писал о спектакле «Петруша, сын ты мой или нет?» в театре «Мастерская», созданном Габриа по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы». А еще были премьеры в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, театре им. В. Ф. Комиссаржевской (на этой сцене режиссер выпустил постановку «Моя дорога Helene» по чеховскому «Дяде Ване»); где-то на периферии вышел «Каренин» и вот в небольшом театре «Суббота» в конце прошлого года тоже состоялась премьера Романа Габриа по мотивам абсолютно культового романа Д. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Судя по этому фонтану постановок, режиссер сейчас находится на подъеме. И вот постановка в театре, который в последние годы бьется за то, чтобы пробиться в топ петербургских театров, много гастролирует, получает различные премии и вообще ведет активную и творчески насыщенную жизнь.

Что же получилось из тандема, о котором можно сказать, перефразируя слова классика: и жить торопятся, и чувствовать спешат?

Сразу хочу отметить, что любителям Сэлинджера или желающим ознакомиться с произведением, не читая его, на этом спектакле особенно делать нечего. Неслучайно режиссер сменил название на латинское «Holden». Оно, бесспорно, отсылает нас к имени главного героя романа, но не более того. Экзистенциальной глубины, сопоставимой с книгой, в этом спектакле вы не найдете. Что же тогда осталось здесь от первоисточника? Остались обрывки текста и подростковый протест, правда, весьма вялый, но по звучанию громкий, с претензией.

Художник Арина Слободяник превратила сцену «Субботы» в подобие скейтерской рампы (правда, почему-то ни одного скейта в спектакле мы не видим), которая замыкается амфитеатром зрительного зала. То, что происходит на ее «дне», и есть сцена, место действия. Образ интересный, энергетически заряженный, но никак не обыгранный режиссером в спектакле. Следуя приему, эффектно заявленному в премьере театра «Мастерская», где Габриа размножил Петров Верховенских, сделав из одного героя троицу персонажей, в «Holden» он тоже умножил главного героя. В спектакле действуют два Холдена Колфилда, причем две главных мужских роли исполняют актрисы. Софья Андреева, известная театралам по ролям в спектаклях про «Цацики», гомерически смешной роли Авдота в отличном «Ревизоре» Андрея Сидельникова и Беатриче в «Много шума из ничего» того же театра. Вторая – Валерия Ледовских, дебютантка «Субботы». Для чего произошло это раздвоение личности не очень понятно, возможно, чтобы было с кем поговорить – ведь Холден одинок. Получились два отвязных другана — один понежнее, другой погрубее, но с одинаковыми проблемами. Оба заброшены, оба непоняты, оба слоняются и не знают, что делать. На протяжении спектакля дерзким Холденам являются видения: то грузный бурчащий учитель мистер Спенсер (Анатолий Молотов), увязнувший в винтажном кресле середины ХХ века. Он  назидательно талдычит подростку клишированные истины о том, что нужно учиться. Следом возникает немолодая кокетка со следами былой красоты — мисс Морроу (Любовь Градовских), ее мальчик безуспешно пытается «снять». То вдруг попадутся ему две католических монашки в необычных костюмах (их играют Анастасия Резункова и Александра Маркина), то экспрессивный сутенер (Григорий Татаренко) и проститутка (проститутку отчего-то тоже играет Софья Андреева, что выглядит как-то уж совсем неловко). Вереницу встреч можно продолжать довольно долго. Но спектакль сделан профессионально — картинка то и дело меняется, так что скучать зрительному залу некогда. Мы постоянно видим новых персонажей. В  монодраме на двух главных героев на крошечную сцену втиснуто двенадцать (!) эпизодических ролей – они мельтешат, музыка звучит, свет мигает, предметы двигаются, на сцене даже есть музыкант, под чей нехитрый аккомпанемент Холден-Андреева поет зачем-то один из монологов (видимо, чтобы продемонстрировать вокальные способности?). Вопросов во время просмотра возникает много. Видимо для того, чтобы ответить на них в спектакле существует психоаналитик (его исполняет ведущий артист театра – Владимир Шабельников). Он призван вести диалог с героями. Артист всячески пытается оправдать свое бессмысленное существование на сцене и, в конце концов, больше походит на третьего Холдена, гораздо более убедительного и одинокого в своей немногословности, чем одаренные многими репликами Холдены-девушки.

По отдельности в этом спектакле интересно все. И роли, потому что нельзя сказать, что кто-то из актеров играет не в полную силу, не старается. Со вкусом подобраны костюмы, реквизит, и свет, и музыкальный ряд, и пространство. Парадокс, что в целое все это не сходится. Не выстреливает, превращаясь в обыденный публицистический спектакль о том, что подростку тяжело расти, тяжело принимать мир, поэтому он грубит всем напропалую, матерится, пьет, мусорит и ведет себя быдловато. Все это может быть оправдано, если есть сложный, богатый внутренний мир у героя, но как раз его-то мы и не видим. И никакая фототехника, с избытком представленная в спектакле, заменить его не сможет. Пожалуй, это основная проблема нового спектакля в «Субботе».

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!