Автор: Людмила Семенова
Росбалт-медиа. Петербургский авангард: 8 сентября 2019
Это — разговор лицом к лицу с собственным прошлым, с судьбами своих предков и земляков, со своими потаенными страхами и слабостями, которые меркнут и развеиваются на фоне такого масштабного горя. Это — прививка от самоуверенности, присущей новым поколениям. В последнее время нередким явлением стали оценочные суждения молодых людей о том, как стоило «правильно» вести военные действия, чтобы избежать трагических последствий, и даже весьма оскорбительные характеристики в адрес тех ленинградцев, чья жизнь оборвалась в страшные блокадные годы.
Спектакль гласит, что сколько бы ни сменялись поколения, правители, идеологические догмы, экономические и культурные реалии, есть непреходящие ценности. И в первую очередь это спокойствие за свой сегодняшний и завтрашний день, за близких, за домашний очаг и фамильные сокровища, за свою память, свое достоинство, свое человеческое «Я». И все это оказывается невероятно, беспощадно хрупким под натиском голода, страха и инстинкта самосохранения.
«Блокадная книга», одно из наиболее известных произведений о ленинградской трагедии, была основана на двухстах рассказах людей, переживших блокаду. Эти рассказы были записаны на магнитофонную ленту и общий объем собранного материала составил четыре тысячи страниц. Цензура приняла книгу недоброжелательно и полное издание в Ленинграде вышло только в 1984 году.
В 2009 году Александр Сокуров снял документальную экранизацию «Блокадной книги» с участием множества петербуржцев — в первую очередь самих жителей блокадного Ленинграда, а также знаменитых артистов, ученых, курсантов, школьников. На театральных подмостках Петербурга эта тема поднималась неоднократно, и порой в неоднозначных решениях. Среди ярких примеров — спектакль «Ленинградка» театра Karlsson Haus, названный «кукольной притчей для взрослых», пьеса «Развалины», поставленная «Этюд-театром» и Лабораторией «On. Театр», международный российско-германский проект «67/871. Документальный спектакль о блокаде» на сцене Театра поколений.
Все эти постановки были не только воплощением индивидуальных идей, но и данью памяти ленинградскому театру, который жил и играл в страшные годы. И теперь театр «Суббота» показал собственную интерпретацию — историю об интеллигенции и культуре, которым Даниил Гранин отдавал в своих трудах главную роль в защите Ленинграда. О страшных метаморфозах всего привычного, родного и прекрасного, о попрании традиций и уз, о забвении всего человечного и человеческого (по утверждению самого Гранина, кое-что писатели так и не решились опубликовать) и о его воскрешении из праха и пепла.
Режиссеру Татьяне Ворониной и труппе «Субботы» удалось перенести зрителя в истинный Ленинград 1940-х годов — призрачный город, населенный людьми-тенями, которые не различаются ни одеждой, ни сословием, ни образованием, они уравнены голодом, потерей близких, ненавистью к врагу и страхом за собственную жизнь. При этом каждый артист удивительно органичен в отведенном ему образе-биографии без имени и документа, имеет личную творческую задачу.
Многие моменты пьесы пронзительно касаются самых личных и сокровенных аспектов человеческой жизни. Это включает и ее начало, когда в организме слабеющей от голода женщины пытается удержаться новый человек, и конец, когда люди угасают без похорон, последних добрых слов и памяти. Безусловно, семейные и дружеские отношения также проходят через страшные изменения, испытания борьбой за выживание, и все же их гуманистические грани сохраняются, то и дело показываясь неожиданной стороной — как, например, забота о родительских кактусах.
Другая важная составляющая — отчаянная борьба города с его «расчеловечиванием» посредством уничтожения культурных ценностей. Порой этому невозможно противостоять: люди топят жилище ценными книгами, пытаются обменять раритетные вещи на еду, потому что деваться им некуда. И все же культура упрямо живет в их сердцах, заставляя перед лицом смертельной опасности размышлять о том, как получилось, что их Ленинград, франтоватый европейский город, превратился в жалкого умирающего оборванца. После этого зритель не сможет не взглянуть по-новому на давно изученные вдоль и поперек проспекты и улицы, мосты и здания, набережные и острова, которые вопреки всему по-прежнему живут и остаются неповторимо красивыми во все времена года.
Визуальный ряд спектакля, в соответствии с мрачной тематикой, очень лаконичен и при этом эмоционален. Художники Елена Жукова и Евгений Ганзбург смоделировали тускло освещенную, скудную атмосферу типичного ленинградского жилища или промышленного предприятия в военные годы. Особенно острой и эмоциональной представляется кульминация постановки, показывающая понятие о своем «Я» как о сосредоточении общечеловеческих идеалов, отличающем нас от животных, о хранилище чувств и мыслей, памяти и веры, любви к родным и к родине, о главной движущей силе общества и народа. Спектакль призывает всегда помнить о тех, кто так и не выстоял в этой борьбе, от кого остались лишь голоса, до сих пор блуждающие по этому хмурому, болезненному и все же мощному и жизнелюбивому городу.