Негероический герой
Источник: Журнал «Петербургский театрал»
Автор: Георгий Тоталь-Ковач
Одна моя простодушная приятельница, являющаяся поклонницей театра «Суббота», ибо это «театр очень душевный», после спектакля «Митина любовь» долго не могла поверить, что актер, играющий извращенца-убийцу в новелле «Пятнистые уши» и придурковатый староста, уговаривающий Митю обратить внимание на доступную девку Аленку, – это одно и то же лицо. Она не верила ни мне, ни программке, ни абсолютно очевидному физическому облику актера – ведь он менял только костюм, практически не употребляя грим в своих перевоплощениях.
И когда я, пользуясь своим знакомством с некоторыми артистами театра, подвел ее к Владимиру Абрамову, и он самолично, с улыбкой подтвердил этот факт, она погрустнела и притихла. На мой вопрос, в чем дело, она ответила, что не понимает, как этот доброжелательный и вежливый человек может превращаться в столь омерзительного персонажа «без подготовки» несколько раз за короткое время. По ее мнению, для такого серьезного преображения любому артисту требуется долгое «вхождение» в роль, а потом «выход» из роли.
Нельзя, конечно, забывать о специфике и принципах театра «Суббота», выросшем из любительской студии. В 60–70 годы прошлого столетия здесь утверждались свободные, импровизационные формы, где «все» играют «всех», лихо экспериментировали с классикой и вовлекали зрителя в игру, устраивали хепенинги и уличные представления. Художественный метод создателя «Субботы» Юрия Смирнова-Несвицкого восходит к вахтанговской «Принцессе Турандот», в которой ироничные «выходы» из роли наряду с актерской искренностью и правдой переживания были эстетическим законом.
Владимир Абрамов поистине «субботовский» актер, с юности впитавший дух «Субботы». Однако у него есть и свои персональные секреты «актерской простоты», органичности и мобильности в любых сценических обстоятельствах. Один из секретов – отдельная от «Субботы» творческая биография артиста и, безусловно, школа Зиновия Корогодского. Абрамов учился в период расцвета Ленинградского ТЮЗа и, как все студенты, принимал участие в легендарных постановках «Открытый урок», «Наш цирк», «Наш, только наш» Зиновия Корогодского, Льва Додина и Вениамина Фильштинского.
И с распределением молодому артисту очень повезло – он поехал работать в Рижский Молодежный театр, имевший в те годы невероятную популярность и возглавляемый Адольфом Шапиро. В театре, помимо Шапиро, ставили спектакли Анатолий Васильев, Павел Хомский, Николай Шейко, Феликс Дейч. Общение с театральными мастерами не прошло бесследно для восприимчивого молодого человека – бацилла режиссуры отравила, а с возрастом и опытом дала свои результаты.
Большинство детских спектаклей, игравшихся на площадке театра «Суббота» и идущих ныне – авторства Владимира Абрамова. Это веселые и ностальгически милые «Денискины рассказы», ироничное представление по Зощенко «Мама, папа, сестренка и я», философски осмысляющее мир «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по мотивам сказки Кейт ДиКамилло. Это «Герои и Боги», знакомящие наших детей с основами «цивилизации и культуры» по мифам Древней Греции. Или, например, спектакль «Недопёсок Наполеон III» по повести Юрия Коваля – притча о нашей жизни, о стремлениях каждого живого существа к свободе, о поисках своего пути. Режиссер сам пишет инсценировки, находя в любом материале остроту современного звучания и мудрость без назидания. Владимир Абрамов – один из тех взрослых, что не утратил детского понимания мира и может выразить это понимание в увлекательных, оригинальных сценических формах. По высказыванию критиков, решения режиссера «поражают изобретательностью и легкостью», их отличает «тонкий и ненавязчивый вкус». На постановки Владимира Абрамова «хочется прийти снова и снова: именно здесь дети могут почувствовать себя взрослыми, сопереживая героям-ровесникам в их приключениях, а взрослые – снова детьми, окунаясь в историю на сцене, как в собственное детство, несомненно, самое лучшее и счастливое». Практически каждый его спектакль является лауреатом фестивалей «Театры Санкт-Петербурга – детям» и прочих фестивалей, как за режиссуру, так и за работы актеров, играющих в спектаклях.
Сама личность Владимира Абрамова, несомненно, очень значима для театра «Суббота», недаром основатель, режиссер и драматург Смирнов-Несвицкий создал даже такой образ «Абрамов» – в пьесах «Томление души Риты В.» и «Лунный пейзаж». Пожалуй, это единственный театр, где сами участники коллектива становились прообразами героев. В спектакле «Лунный пейзаж» Абрамов, играя самого себя, актера Абрамова, не боится быть нелепым, смешным – одетый во фрак и растянутые треники, стирает в тазике собственные носки и, как все актеры, мечтает стать «титаном», получить большую, главную роль в жизни. Обладая характерной внешностью и подчеркивая «негероические» свои черты, он при этом, зачитывая строки из своего дневника, становится именно героем, ангелом-хранителем маленького театрика «Лебедь Белый» и его закулисья. В этой роли, как и во многих других, виден творческий диапазон артиста. Блестящий комик, владеющий фарсовыми, гротескными приемами, он, играя генерала в «Свадьбе с генералом» по мотивам произведений Чехова, поднимается до трагических высот переживаний «лишнего», ненужного человека, оказавшегося за бортом жизни.
Сегодня Владимир Абрамов – один из ведущих артистов театра «Суббота». Каждая его роль, будь она даже эпизодической, восхищает мастерством и способностью актера выразить нечто большее, чем просто характер.
Суетливый, мелко мыслящий, но жаждущий «творить историю» Саймон Стимсон из «Нашего городка» в постановке А. Кузина, он заканчивает свою жизнь самоубийством, и предчувствие этого драматического финала зарождается непостижимым образом в его сбивчивой речи, в попытках привлечь внимание к своей «недооцененной» писанине.Совершенно другого рода драматизм возникает в роли Леонато, губернатора Мессины, «Много шума из ничего» в постановке Галины Ждановой. И гнев, и растерянность, и боль, и даже притворную отцовскую скорбь по якобы умершей дочери переживает человек благородный, осознающий свою ответственность за все, что происходит в Мессине.
«По-европейски элегантный делец Кнуров» в «Вещи» по «Бесприданнице» Островского (постановка А. Сидельникова) умен, сдержан, подчеркнуто обходителен, но сквозь эту учтивость проступают, по слову критика, – «мефистофельевские черты». Он, словно хищник, затаившись, выжидает момента, когда жертва ослабнет, чтобы нанести смертельный удар. И не может скрыть досады, когда понимает, что Лариса ему не достанется, – но это досада скорее даже не уязвленного мужского самолюбия, а именно дельца, не получившего ожидаемой прибыли.
Владимира Абрамова можно отнести к редкой сегодня категории интеллектуальных актеров, он многопланов, разносторонен, образован, остроумен и чрезвычайно интересен – как на площадке, так и в жизни. А еще он мастер озвучания, его голосом рассказывают об искусстве добрая половина аудиогидов Эрмитажа. Хочется пожелать Владимиру Абрамову новых творческих свершений, достойных ролей и бенефиса в родном театре!