Логотип Театра "Суббота"

Норильчане увидели «Ревизор» в современном исполнении

Автор: Марина Хорошевская

«Таймырский телеграф»: 3 октября 2022 #НОРИЛЬСК

Источник: «Таймырский телеграф»

В русскоязычном пространстве вряд ли найдется человек, не знакомый с гоголевским «Ревизором». Нестандартное прочтение классики представил в программе регионального фестиваля «Золотая маска» режиссер театра «Суббота» Андрей Сидельников. «Таймырский телеграф» пообщался с героями постановки.

«Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем». Все до боли знакомо: чиновники, Хлестаков, Городничий. С той лишь разницей, что своих персонажей режиссер питерского театра «Суббота» Андрей Сидельников переносит одновременно и в лихие 90-е, и в нынешнюю реальность.

Так, действие начинается с пресс-конференции, на которой чиновники при входе сдают мобильники, докладывают о делах в богоугодных заведениях, судебной практике, смотрят сюжет из предвыборной программы «Добрые дела с Городничим» на фоне логотипа и баннера с профилем Гоголя.

Поверив в мнимого ревизора, мэр города Антон Иванович вместе с гламурной женой Анной Андреевной и дочерью-фитоняшей мечтает о сладкой и безнаказанной жизни, все вместе танцуют под песню «А я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь…»

Постановка решена в жанре сатиры, каламбура, отзеркаливания, и она для тех, кто классического «Ревизора» и так знает наизусть.

Главным оружием против пошлости и лицемерия остается смех: гоголевские герои столь же комичны, как и два века назад, но приобретают еще и дополнительные черты, приметы новой эпохи, так что напоминают нам про «сегодня», про «здесь и сейчас». Перекладывая пьесу на новый лад, ее не испортили – текст Гоголя остался практически «без правок», просто театральный язык – иной. Получилось искрометное, изобретательное, осовремененное, игровое и немного китчевое действо. Здесь транслируют те же пороки и страсти, но в неожиданном преломлении.

Ложь, воровство, взяточничество – комедия XIX века и реальность XXI – насколько это близко? Оказывается, что весьма. Блестящий образец карикатуры, названный создателями «невольным прочтением» классики.

«С этой постановкой «Суббота» объехала массу городов, и нас все зовут и зовут. Буквально пару недель назад «Ревизором» открывались большие гастроли в московском театре «Современник». Мы смеемся над комедией, но чиновники делают все серьезно, им-то самим – страшно. Когда они понимают, что приняли за ревизора лгуна и повесу, то тоже начинают смеяться. Так что смех и страх – эти состояния людей при власти пограничны», – отмечает Андрей Сидельников.

Максим Крупский, исполнитель роли Городничего, говорит, что его персонаж – хороший, неглупый человек и талантливый руководитель, просто, как у всякого, у него есть недочеты:

«Мы не жестко «пробегаемся» по современному чиновничеству. Наш спектакль видело много высокопоставленных людей, они, кстати, узнавали своих коллег, были чрезвычайно довольны и даже оставляли добрые пожелания в театральной книге отзывов».

Исполнителем роли Добчинского оказался бывший норильчанин Иван Байкалов. Он не был в родном Талнахе более 16 лет, сейчас во время приезда навестил родных. Артист признался в нежных ностальгических чувствах и к детскому саду «Журавушка», и к школе №20, которые посещал в юном возрасте. До того как поступил в театральное, отучился на киповца в местном ПТУ №58.

«Прогуливали иногда с товарищем занятия, в актовом зале под предлогом репетиций для КВНа брали гитару и чудили. В «Студенческой весне» нас заприметил большой норильский актер Василий Решетников: вам, говорит, ребята, надо в артисты идти. Вот мы оба в Питере и поступили в театральное. С тех пор трудимся. Что касается моего героя, он суровый и опасный человек, хотя при этом очень любящий свою семью. А мой товарищ по сцене Добчинский – не клон: мы – кореша, действуем по принципу «брат за брата» в стилистике времени», – рассказал Иван.

Основной «мотор» постановки, ее молодой нерв – это, безусловно, Хлестаков в исполнении актера «Субботы» Владислава Демьяненко: c его полетом, обаянием, темпераментом, бесстрашием и безответственностью, когда можно делать все, что хочешь, и тебе за это ничего не будет.

Своего героя он характеризует как человека несущегося, наглого, даже борзого, сметающего все на своем пути, обладающего безумной молодой и невероятной энергией».

«Да, мы существуем в современных реалиях, но это не меняет того, что хотел оставить нам классик. Я думаю, Гоголь в гробу не ворочался, когда мы это придумывали», – считает Владислав.

Финальная немая сцена подтверждает, как мало, в сущности, меняется мир, вне зависимости от календарей, костюмов, сотовых телефонов и коробок из-под ксероксов для взяток. И вновь в этом болоте никого не жалко, ибо «все хороши» и у всех «рыльце в пушку».

По-прежнему актуально звучит вечное «над кем смеетесь?». Знаем, знаем, над кем, только по-прежнему не понимаем, кто виноват и что делать.

Но это вопросы уже совсем к другому автору: Гоголь и так выполнил свою миссию на отлично, оставив нам блестящее живое наследие.

Напомним, «Суббота» образовался в 1969 году как Молодежный экспериментальный театр. Этой работе Андрея Сидельникова пятый год: «Ревизор» вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» 2020 года. Кроме того, постановка является участником внеконкурсной программы «Маска плюс».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!