О гастролях петербургского театра «Суббота»
Автор: Елизавета Авдошина,
Независимая газета, Москва: 20 сентября 2022
Источник: Независимая газета, Москва
На сцене «Современника» завершились гастроли санкт-петербургского театра «Суббота» — камерного театра с искренним духом студийности.
Театр был основан в 1969 г. как театр-клуб. А в 1970-80-е гг. театр стал популярен в Ленинграде благодаря своим перформансам на ул. Рубинштейна, а также уличным акциям и хеппенингам…
В этом году впервые театр привез в столицу шесть спектаклей репертуара, среди них постановки молодых петербургских режиссеров: А. Сидельникова, Р. Габриа, Ю. Каландаришвили.
В составе гастрольной афиши были современные комедии по классике: «Ревизор» Н. В. Гоголя и «#ПрощайИюнь» по пьесе А. Вампилова «Прощание в июне», спектакль «Пять историй про любовь»по пьесе Е. Исаевой «Про мою маму и про меня» режиссера Татьяны Ворониной, подростковая драма «Holden» по роману Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и две комедии для семейного просмотра «Цацики идет в школу» и «Цацики и его семья», адресованные зрителям младшего школьного возраста.
Одна из главных особенностей театра «Суббота» в выборе актуального, молодежного и подросткового, литературного материала для репертуара. Так, свежая премьера «Holden» — поставлена по мотивам романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». На сцене рассказ ведется от лица двух актрис, которые играют две ипостаси главного героя, бунтующего подростка Холдена. Софья Андреева и Валерия Ледовских существуют в параллельном монологе, попеременно отдавая друг другу лидерство в ведении сюжета, а к финалу даже встречаясь в диалоге.
Режиссер Роман Габриа, сегодня набирающий популярность, придумывает неординарный ход повествовательной манеры и вместе с художником (Арина Слободяник) и композитором (Владислав Крылов) создает уютную атмосферу Нью-Йорка 60-х. Но допускает капитальную ошибку – текст романа, хоть и написанного от первого лица, сам по себе не раскладывается на драматические реплики, а авторская инсценировка режиссера – сыра и не имеет крепкого скелета. В конечном итоге зритель тонет в описательных периодах, которые должны наизусть шпарить актеры, сами толком не имеющие от режиссера подробного разбора своих героев, а потому произносящих «рваные» реплики достаточно «бескровно»; в какой-то момент зритель и вовсе путается в условном «расщеплении» сознания героя.
Спектакль держится исключительно на внешней форме, актеры же стараются сохранить заданный рисунок роли, но не проживают ее изнутри. Из ансамбля спектакля ярко выделяется Софья Андреева, одна из ведущих актрис труппы, которая запомнилась зрителям еще по замечательной комической роли «чудесатой» Мамаши из дилогии «Цацики» (спектакли по нашумевшей книге шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем — хиты детского репертуара «Субботы»). Настоящий дар перевоплощения актрисы делает образ ее Холдена – мерцающим и по-сэлинджеровски тонким. Благодаря андрогинной природе игры, пластической свободы Андреевой, выходящей на сцену то угловатым школяром, то мексиканской путаной.