Память сердца
В репертуаре театра «Суббота» – очередное обновление: не лишенный милого очарования образец личного и одновременно ностальгического высказывания на биографическую тему. Спектакль-концерт «Прощания не будет», в основу которого легли дневники Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, имеет все шансы стать настоящим хитом, обретя многочисленную преданную публику. Эта постановка – и трогательная дань памяти, и нежное признание в любви, и складывающийся из множества деталей портрет поколения.
Без Смирнова-Несвицкого, вне всякого сомнения, не родилась бы «Суббота», не сложился бы в свое время уникальный коллектив и столь же уникальный подход к режиссуре и театральной педагогике. Но каким был этот человек, какие мысли, чувства, идеи сопровождали его? О чем он переживал или сожалел, что доставляло ему радость и счастье? Страхи, сомнения, поводы для гордости, разного рода карьерные препятствия, помноженные на перипетии частной жизни, неизменно находили свое отражение на страницах личного дневника Юрия Александровича. Юношеская привычка фиксировать случившееся, глубоко рефлексировать по поводу происходящего вокруг и в себе самом постепенно стала отдельным направлением жизни, настоящим литературным отдохновением. Не просто случайные записи, время от времени появляющиеся на страницах дневника – подлинная подробная летопись, наполненная именами, лицами, чувствами и прочими деталями.
Благодаря таланту артистов «Субботы» невыдуманные истории (многие из них – ну просто-таки в абсолютно довлатовском духе!) из жизни Смирнова-Несвицкого расцветают яркими красками, оживая на глазах. И зритель сам уже отчетливо представляет себя на вечеринке старшеклассников, в редакции провинциальной газеты, на первых репетициях «Субботы» – нужное подчеркнуть. Становясь в этот момент не просто наблюдателем, но незримым заочным спутником на жизненном пути Юрия Александровича, публика входит в особое единение с участниками спектакля. Вот оно, подлинное духовное родство, истинная идейная близость. Собственно, то, ради чего во многом и существует театр.
И, конечно, песни. Трогательные музыкальные приветы из ушедшей навсегда эпохи: чуточку наивные, но по-своему обаятельные истории про дождик и троллейбус, прогулки и встречи, ленинградские мосты и Васильевский остров. Облако романтической ностальгии уютно окутывает всех присутствующих, и внутри рождается какое-то особенное нежное чувство, которого так не хватает порой в сумасшедшей сутолоке наших дней. А сам спектакль насквозь пронизан душевной теплотой и неподдельной любовью к ушедшему мастеру. Именно так – ушедшему, словно бы совсем ненадолго покинувшему стены родного театра. Память сердца здесь сильна как никогда, и отменить ее невозможно.