Постойте, господа, не женитесь
Автор: Екатерина Омецинская
Петербургский театральный журнал: 7 апреля 2017
Источник: Петербургский театральный журнал
«Свадьба с генералом». Комедия по произведениям А. П. Чехова.
Санкт-Петербургский государственный театр «Суббота».
Режиссер Владимир Абрамов, художник Мария Смирнова-Несвицкая.
Рядом с «эпическими» полотнами иных театров и режиссеров «Свадьба с генералом» — фьюить: мимолетная зарисовка. Без нескольких минут два часа. Но эта зарисовка вместила в себя чуть ли не все человеческие типы, описанные Антоном Павловичем. Этакая антология чеховских героев, среди которых умные и глупые, бездумные и философствующие, безоглядные и трусоватые, восторженные и приземленные. Телеграфисты, кондитеры, коллежские регистраторы, таперы, юные невесты и их родители, кухарки и акушерки. Они смеются, любят, бренчат на гитарах, выпивают, изливают души, существуют в по-чеховски обустроенном мире. В этом мире, созданном художником Марией Смирновой-Несвицкой, под волшебную музыку Евгения Умарова реют парусами несбывшихся надежд холщовые занавески с мережковыми подзорами, на изящных этажерках и интерьерных столиках обязательно найдется утешительный шкалик с наливочкой, а стол, покрытый белоснежной скатертью, ждет своего часа, как и ружье, висящее над кабинетным диваном.
В этой декорации раздумчивый неудачник Иван Алексеевич Жигалов тянется за Верочкой, которую и рад бы полюбить романтической, мечтательной частью своей натуры, да только никак на эту любовь не решится. Оттого он, метивший когда-то в композиторы, и попал в таперы: страх ответственности за собственный выбор, за любой поступок, что придется предпринять, пугает его. Как пугает результат заглядывания за каждую занавесочку: и здесь не Верочка, и там, и тут… А вот поговорить — это пожалуйста. Но в устах актера Ивана Байкалова даже заботливое, обращенное к девушке-мечте «а есть ли у вас паспорт?», звучит как опасливое «а сколько вам, Вера Гавриловна, лет?». А уж когда Верочка — Олеся Линькова — вдруг сама признается ему в любви, на лице героя отразится лишь ужас: он скорее надкусит Верочкину шляпку, чем поцелует ее саму. Как бы чего не вышло… И не выйдет: даже ружье здесь в ответственный момент выстрелит елочной мишурой, сводя на нет трагизм складывающейся из мелочей жизни ситуации.
Прочие герои, среди которых нет главных, не лучше. От телеграфиста до свадебного генерала, который генералом вовсе и не является, все делают в этой жизни совсем не то, что хотели, все предали движения своей души, все неспособны на любые активные действия.
Независимо от масштаба роли актеры тщательно вырисовывают своих персонажей, которые бестолково мечутся по этой жизни. Они лишь наблюдатели действительности, любители чужих свадеб, как любит их боязливо-осторожный страховой агент Нюнин в исполнении Владимира Шабельникова. Его герой закрепощен и пластически: по сторонам смотрит с опаской, через зажим в плечевом поясе.
Молоденький телеграфист Ять Владислава Демьяненко, хоть и вожделеет показательно жаждущих любви акушерку Змеюкину (карикатурно смешная Снежана Соколова) и Брындину Екатерины Рудаковой, обнимать предпочитает находящуюся поблизости колонну, даже не пытаясь подступиться к объектам страсти.
Сама же невеста, наивная дурочка Дашенька (Варвара Смирнова-Несвицкая) просто ждет свадьбы, как дети ждут Рождества, принимает замужество как обязательную, неизбежную часть взрослой жизни, и никаких чувств, кроме страха ошибиться в чем-либо, страха «не соответствовать», не испытывает…
Перспективы такой жизни «с краю самого себя», жизни — соответствия правилам «непорядочного общества» — в том самом приглашенном ради «фасаду» на Дашенькину свадьбу генерале. Подвыпив, фальшивый генерал Владимира Шагина вдруг вспомнит, как в юности замирала его душа при развороте корабля (на деле он — капитан 2-го ранга). И, нарушая общую благопристойную «картину мира», в досаде на свою неверно, в угоду мнениям других прожитую жизнь сдернет одну за другой холщово-кружевные занавески, заменившие паруса мечты. Тут-то, казалось, и наступит самое время героям понять, что к чему. Ан нет. Под крики «Здоровья молодым!» чеховские человеки продолжать бег по замкнутому кругу…
Разнобой лиц и характеров поддержан костюмами Михаила Воробейчика, выдержанными в общем стиле, но и выделяющими каждого героя с помощью цвета и характерных деталей. Тут и пышные бордовые, оранжевые тюрбаны и оборки Змеюкиной и Брындиной, и нелепо блескучий бант «не по возрасту» на шее Ивана Алексеевича, и жуткие черные перья на «вороне» Настасье Тимофеевне, и коричневые «чешуйчатый» сюртук и рубашка с глухим воротником, превращающие Нюнина в подобие броненосца, и светлые, предельно простые («а ля грис») платья-тоги Верочки…
В спектакле много и хорошо поют, звучит живая гитарная музыка. Однако в бочку субботовского меда все же хочется подлить ложку дегтя. По счастью, я оказалась незнакома с одноименным спектаклем «Субботы» 1993 года «издания». Но не дает автору покоя сам факт того, что режиссерская идея и литературная основа ныне возобновленной и значительно обновленной (местами, по свидетельству очевидцев, до неузнаваемости) постановки принадлежит отцу-основателю театра Юрию Александровичу Смирнову-Несвицкому. Ему-то, отметившему недавно 85-летие, как сообщил зрителям перед премьерой режиссер Владимир Абрамов, и посвящается в качестве подарка к юбилею сегодняшний спектакль «Свадьба с генералом».
Да, всего, что Ю. А. придумал и сделал в «Субботе», которая скоро отметит полвека своего существования, не перечислить и не переоценить. Но, думается, злоупотреблять «переизданием» некогда новаторских и нетленных до сих пор идей руководителя «Субботе» не пристало.