Логотип Театра "Суббота"

Путешествие как путешествие

Автор: Татьяна Троянская

Ведомости, Санкт–Петербургский выпуск, No 4 (145): 3 февраля 2023

В новой постановке Андрея Сидельникова – спектакле «Друг мой» в театре «Суббота» банальная бытовая ситуация оборачивается фундаментальной трансформацией главных героев.

Пьесу современного белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой» впервые представили пару лет назад на фестивале современной драматургии «Любимовка». Произведение произвело сильное впечатление на многих режиссеров, и сейчас его можно увидеть на подмостках многих российских театров. Недавно состоялась премьера в столичном МХТ им. А. П. Чехова, а теперь и в театре «Суббота». Сюжет пьесы очень простой: два друга выходят на пару минут в ночь, чтобы стрельнуть сигарет. Вот только встречи, которые происходят с ними на улице, неожиданно превращаются в тест на человечность и вскрывают их реакции на страхи. Жанр постановки обозначен как «ночное путешествие».

Внезапно ребром встает вопрос: если на улице вы обнаружили раненого человека, а ваш телефон в этот момент разряжен, какие действия вы предпримете? Можно пройти мимо, прикрывшись удобным предположением, что, воз- можно, человеку все равно уже ни- чем не помочь, а телефон у одного забыт дома, а у другого разряжен. Но вдруг вы все же можете его спасти? Позвать на помощь кого-то еще? Здесь, конечно, возникают риски быть непонятым, а то и побитым.

А вот и еще один полуночник: заприметив на улице приятелей, к ним спускается из своей квартиры вполне солидный мужчина, которому не совладать со своими страхами. Рассудок подсказывает ему, что страх его – всего лишь иллюзия, но справиться с ним самостоятельно ему не под силу и он рад внезапно появившейся компании. И вот он сидит, курит воображаемую сигарету и не может избавиться от воспоминаний о потерянных близких. Ему невыносимо находиться в опустевшей квартире, один на один с раздирающими душу воспоминаниями.

Главные герои пьесы, лучшие друзья, в какой-то момент перестают понимать друг друга. Они начинают ссориться, и причина, на первый взгляд, выглядит совершенно пустяковой, но разгоревшуюся стычку погасить невозможно. Мир и согласие, которые еще несколько часов назад царили между этими людьми, разваливаются на глазах.

Но, возможно, и не было никакого друга? Быть может, перед нами один и тот же человек, который находится в разладе сам с собой и ведет бесконечные внутренние споры. Много лет назад в театре «Балтийский дом» режиссер тогда еще «Формального театра» Андрей Могучий поставил спектакль «Школа для дураков» по роману Саши Соколова. Главного героя там играли два артиста: на взгляд режиссера, одному актеру было бы не под силу передать во всей полноте сложный образ главного героя. Спектакль по пьесе Константина Стешика напоминает аналогичную историю. Простота и простор пьесы позволяют режиссеру выстраивать спектакль любым способом. Разговор двух друзей вполне может восприниматься и как внутренний монолог одного человека.

Декорации в спектакле очень условны (художник Мария Смирнова-Несвицкая), свет, как в фильмах жанра нуар (художник по свету – Максим Ахрамеев), а живые люди выступают в качестве объектов, которые могут в любой момент поменять свое место в пространстве. Это сценическое решение добавляет некоторый элемент мистики в эту, на первый взгляд, обыденную историю. В какой-то момент в качестве живой декорации на заднем плане появляется девочка с воздушным красным шаром, вызывая ассоциации с «Девочкой с воздушным шаром» Бэнкси. Помните историю: в 2018 году на аукционе Sothebys эту работу продали за баснословные деньги, и в момент покупки она самоуничтожилась. Такова была задумка художника. Бэнкси встроил внутрь картины шредер и наверняка про- считал возможные сценарии. Картина после этого инцидента еще больше выросла в цене. А гениальный художник продемонстрировал нам, как при желании можно уметь ловко материализовать то, чего нет. И это навевает размышления о природе страха. И именно ее препарирует и исследует в спектакле Андрей Сидельников. Он обнажает перед нами иллюзии, которые герои воспринимают как реальность и позволяют страху управлять собой.

x

В этом смысле театральные спектакли иногда можно рассматривать как арт-терапию: когда наблюдаешь со стороны за чужими страхами, начинаешь иначе смотреть и на свои. И тогда легче сделать выбор: хочешь ли ты быть жертвой обстоятельств или возьмешься самостоятельно строить свой собственный мир.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!