Главный
режиссёр
театра
Андрей
Сидельников

О театре

  • История
  • Основатель
  • Главный режиссёр
  • Сцены и залы
  • Документы
  • Конкурсные процедуры

Архив
спектаклей

Отзывы

Новости

Пресса

«Русь, куда ж несешься ты?» – норильчан повеселил современный «Ревизор»

Автор:: Марина Хорошевская

Северный город, Норильск: 03.10.202

Фото: Александр Харитонов

Спектакль питерского театра «Суббота» прошел в рамках регионального фестиваля «Золотая маска».

#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На сцене Заполярного театра драмы прошли показы «невольного прочтения» гоголевского «Ревизора» в постановке Андрея Сидельникова (театр «Суббота», Санкт-Петербург). Основными реакциями норильчан стали восторг, удивление, смех. Встреча столичного театра и северного зрителя прошла на ура.

Динамичное действие начинается неожиданно — с пресс-конференции, где за столом сидят чиновники во главе с Городничим и обсуждают дела условного уездного городка. Все узнают о приезде столичного ревизора, начинается паника, визиты к Хлестакову, взятки и наушничество: все по известному сценарию с разоблачением.

Всеми доступными театральными средствами режиссер питерского театра «Суббота» Андрей Сидельников доказывает, что «Ревизор» – не пыльная книга из позапрошлого века, а текст про сегодня. Сквозь который легко продраться, никуда не перемещаясь. В спектакле – современные костюмы, микрофоны, баннеры.

Известные события в «Ревизоре» автор постановки привязал к современности, всего лишь изменив правила игры. Все настолько актуально, что совершенно не важен век;  герои, типажи, музыка, одежда – лишь штрихи к портрету эпохи. По его мнению, театр «Суббота» – про сегодня, а этот спектакль про нынешнюю жизнь: «он сделан про людей, которые жили в 90-е и как-то остановились».

В своем интервью норильским СМИ Андрей Сидельников рассказал о том, что в полотне классического произведения мало что изменилось.

«Гоголь гениален, ибо он на все времена. Достаточно небольших нюансов и импровизации на сцене – и спектакль смотрится современно. Образ чиновников – собирательный. Кстати, в Питере губернатор за этот спектакль театру дал премию. Я попытался прочесть текст здесь и сейчас, в постановке есть хулиганские моменты, где мы просто чудили», – отмечает режиссер.

Максим Крупский создал своего Городничего реально похожим на условного чиновника и «конкретного» мужика. Артист признается, что все время в разных городах в нем обязательно кого-то узнают. Герой Крупского с самого начала задает постановке невероятно быстрый темпоритм. Это немудрено: и двигаемся, и говорим, и живем мы теперь куда динамичнее.

В спектакле звучит «Кабриолет» Любови Успенской, а взятки чиновники несут Хлестакову в коробке из-под ксерокса. Но не просто 90-е «кричат» со сцены. Сегодняшние «уши» множеством узнаваемых примет также торчат из каждого фрагмента: жена и дочь Городничего не вылезают из фитнеса и SPA-салонов, знаменитое про «птицу-тройку» произносится с велотренажера. У «серых костюмов», приходящих на совещание, слегка небинарный клерк Устин (вроде как женщина, но с усами) отбирает на входе сотовые телефоны.

Подношения важной персоне, якобы приехавшей в уездный город N с ревизией, «со стороны дворянства» тащит представитель бизнеса; начальник богоугодных заведений собирает деньги «на шторы», Ляпкин-Тяпкин готовит доклад в электронном виде. Хлестаков, вроде бы типичное дитя 90-х, из мажоров, упоительно поет хит Шнура «Москва, по ком звонят твои колокола» и «на голубом глазу» обещает, что деньги, дескать, ему вот-вот переведут на карточку – и он их всенепременно отдаст.

В этой мешанине и эклектике нисколько не теряются сам Гоголь и его вечные вопросы. Время и пространство работают как категории условные, а смыслы, пороки, наше отношение к ним – все остается, все – константа.

Основной «движок» действа, конечно, Хлестаков в исполнении актера «Субботы» Владислава Демьяненко: c его полетом, темпераментом, бесстрашием и безответственностью, когда можно делать все что хочешь, и тебе за это ничего не будет. Своего героя он характеризует как человека несущегося, наглого, даже борзого, сметающего все на своем пути, обладающего безумной молодой и невероятной энергией.

«Я думаю, Гоголь в гробу не ворочался. Да, мы существуем в современных реалиях, но это не меняет того, что хотел оставить нам классик», – говорит исполнитель Хлестакова.

Немая сцена подтверждает, как мало, в сущности, меняется мир, вне зависимости от календарей, костюмов и ксероксов. И вновь в этом болоте никого не жалко, ибо «все хороши» и у всех «рыльце в пушку».

По-прежнему горько звучит вечное «над кем смеетесь?». Ведомо над кем.

x

Чтобы так правдиво и одновременно смешно порассуждать над этим, требуется большой талант. Норильчане хохотали. А что еще остается делать? Способность посмеяться над собой всегда была свойством думающего и совестливого человека. И если кто-то себя узнал в этих чиновниках-провинциалах – ну и что с того? Это все Гоголь.

Напомним, «Ревизор» театра «Суббота» вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» 2020 года; спектакль также является участником внеконкурсной программы «Маска Плюс».

Читайте также

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!