«Субботний» песец
Автор: Ольга Бухарова
«Субботний» песец // Зеркало Петербурга: №6 (203). – 2016. – С. 1. – Фот: (3).
Казалось бы, что может быть более несопоставимое, чем животное семейства псовых и французский император? Проза Юрия Коваля и театральная сцена? А между тем герой одной из повестей замечательного писателя, песец («круглые уши, платиновый мех»), носит имя Наполеон Третий. Более того — спектакль по этому произведению идет в театре «Суббота». С большим успехом.
Невероятно сложно создать постановку с главным героем недопеском, у которого даже нет реплик. Для обычного театра эта задача невыполнима. Сценическое решение «Субботы» поражает изобретательностью и легкостью. Здесь нет накрученных спецэффектов и толпы массовки, а между тем история про неугомонных второклассников и бегущего на полюс песца увлекает настолько, что не хочется прерывать ее антрактом.
Постановка Владимира Абрамова так же лаконична, как и проза Юрия Коваля: здесь нет ничего лишнего, все предельно просто, но при кажущейся наивности и безыскусности пронизано легкой иронией. Настолько воздушной, что хочется по-пушкински задержать мгновение, чтобы насладиться эффектом.
Повесть «Недопёсок» вышла в свет в 1975 году, и в ней отчетливо видны приметы времени: кумачовый праздник, открывающий осенние каникулы; «хлебные кирпичи», которые особенно хозяйственные покупатели берут целым мешком; пыжиковая шапка как символ состоявшегося директора. Вряд ли современные школьники обращают внимание на такие детали, но зрители постарше наверняка отмечают моменты, вызывающие ностальгические воспоминания: школьную форму с черным фартуком, кружок звероводов, телефонограмму и лермонтовское стихотворение «На севере диком» в исполнении Алексея Консовского, принца из чудесной кошеверовской «Золушки».
Спектакль «Субботы» совсем молодой, после премьеры прошло совсем немного времени (премьера состоялась 26 марта 2016 г.), но узнаваемый почерк театра в постановке для семейного просмотра уже гарантирует ему долгую творческую судьбу. Ритмичная «игра на тарелочках» в начале, задающая тон всей одиссее Наполеона Третьего, ночная собачья песнь под «Лунную сонату», героическая игра дошкольника Серпокрылова, которую он начинает простым солдатом, а заканчивает генералом — все замечательные моменты повести Коваля перенесены на сцену не только с бережным сохранением авторского текста, но и любовью к героям, жителям северной деревни Ковылкино. И даже принесенное издалека напутствие о незатянутых гайках в спектакле передано так же изящно и романтично, как и в повести!
История сбежавшего со зверофермы «Мшага» Наполеона стремительна и импульсивна. Только все уладится и успокоится, глядь — песец снова в движении. И спектакль Владимира Абрамова похож на вечный двигатель: за мобильным недопеском устремляются все, даже зрители (особенно юные) едва удерживаются на месте. Во многом эта активность происходит благодаря задору и энергии молодых актеров, недавних выпускников Театральной академии. Безусловно, такое пополнение труппы — большая удача театра (который, надо отметить, всегда в тонусе и своей витальностью дает сто очков вперед многим маститым храмам искусств).
Тонкая ирония автора в альянсе с фантазией режиссера создают особый — так любимый и ценимый зрителями — дух, характерный только для «Субботы». И название для него подобрать трудно, так же как для особенного меха песца Наполеона Третьего. Но только те, кто побывал в этом театре хотя бы раз, уже безошибочно узнают его из тысячи. И они охотно объяснят, почему сюда хочется прийти снова и снова: именно здесь дети могут почувствовать себя взрослыми, сопереживая героям-ровесникам в их приключениях, а взрослые — снова детьми, окунаясь в историю на сцене, как в собственное детство. Несомненно, самое лучшее и счастливое.
Вот так побег одного любопытного недопеска может привести театр к удачной премьере и приобретению новых друзей.