Уютный и грустный вечер в «Субботе»
Автор: Людмила Семенова
ИА Росбалт: Петербургский авангард: 26 марта 2018 г.
Театр «Суббота», находящийся на Звенигородской улице, 30, является по-старинному уютным и романтичным и в то же время — по-юному неформальным и смелым. Его актеры изучают и показывают жизнь во всех ярких, прекрасных и неоднозначных проявлениях, труппа осваивает такие жанры, как stand-up, музыкальные и эксцентрические фантазии, сатира, ирония, философские притчи. И спектакль Юлии Тупикиной «Офелия боится воды», впервые показанный на подмостках «Субботы» осенью прошлого года, является компиляцией разных жанров:в нем есть что-то и от бытовой драмы, и от философского размышления.
[…]
В октябре 2017 года состоялась мировая премьера одной из самых ярких пьес сегодняшней «Субботы» — «Офелия боится воды» молодого драматурга Юлии Тупикиной в постановке режиссера Андрея Сидельникова. После показа многие российские театры заинтересовались этим произведением. Молодой драматург привлек внимание СМИ. Театр организовал серию встреч Юлии Тупикиной и авторов постановки с аудиторией на собственной площадке и в книжном магазине «Порядок слов».
Хотя в репертуаре спектакль назван трагикомедией, на самом деле, зритель видит на сцене совсем иной жанр — это семейная, остроконфликтная история с налетом загадки, которая не дает пьесе затянуться совсем беспросветной пеленой горя и безысходности. Загадка эта в том, где проведена черта между буднями несчастливой российской семьи и фантазиями о мире Шекспира и его страстей, заявленная и в названии спектакля.
В центре внимания — среднестатистическая семья: супруги, пребывающие на грани бури и хаоса, сын, мечущийся между домашними проблемами и внутренним возрастным беспорядком, сестра жены, работающая психологом, но не имеющая собственного душевного покоя, и самый яркий герой — бабушка, которая то ли страдает деменцией, замешанной на страсти к «Гамлету», и не сознает, в каком пребывает мире, то ли разыгрывает домашних, дабы встряхнуть их застойный кризис, то ли маскирует некие старые тайны. Актриса Анастасия Резункова, ученица Смирнова-Несвицкого и ветеран «Субботы», сделала эту роль многоликой и многослойной.
Собственно, вся история пребывает на зыбкой грани между миром иррационального и рутинной, изнуряющей реальностью, где все просто, приземленно и мрачно, — это четко и неумолимо передает диалог между мужем и женой, между надеждой и безысходностью:
— Мы поженились, чтобы быть рядом в болезни и здравии…
— Мы просто расписались.
— Мы любили друг друга…
— Недолго.
— Влюбленность проходит, остается любовь…
— Иногда она просто проходит.
И не нужно надеяться на внезапный хэппи-энд в духе сериала «Понять. Простить». Тут нет остросюжетности Шекспира, но разлады, непонимание и душевная слепота все так же приводят к неизбежным трагедиям.
Пьеса до конца сохраняет интригу, где в рассказах бабушки о ее прошлом была правда, а где — ее фантазии и тоска о несбывшемся. Но это не главное, на первый план выходит вопрос, как ее родные будут жить дальше.
Другими словами, те, кто рассчитывал увидеть именно комедию с примесью «грустинки», будут жестоко разочарованы — даже шутки, которыми приправлено начало пьесы — не что иное, как смех сквозь слезы. Но и нравоучительной ее назвать нельзя, автор не делит героев на безусловных злодеев и добродетельных жертв, он стремится понять всех, в то время как сами они в себе разобраться не могут. Или боятся этого, хотят переложить эту функцию на других — не зря одним из ярких персонажей стал именно психолог.
Драматург, режиссер и актеры «Субботы» показали, что им интересна современность и дороги традиции классического театра. И кроме того, они не заигрывают с аудиторией, не бросаются в крайности — в грубый цинизм или безосновательные сантименты. Это не такое уж частое явление на подмостках сегодняшнего Санкт-Петербурга. Поэтому стоит пожелать театру, переживающему вторую молодость, еще больше зрительского интереса, который более ценен, чем любые официальные награды.