872 дня. Голоса блокадного города
Продолжительность -1 ч. 30 мин. без антракта.
Премьера состоялась 7 сентября 2019 г.
Возрастная категория: 12+
По «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстам и дневникам Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и многих-многих других.
Блокада Ленинграда… Невозможно примерить, нельзя сыграть, запрещено интерпретировать.
Хор голосов из стремительно удаляющегося прошлого свидетельствует о бескрайнем человеческом страдании. Но в жалости им было отказано. Потом, когда все закончилось, полная правда произошедшей катастрофы оказалась не нужна. А когда говорить уже было можно, оставшиеся в живых не хотели вспоминать…
Но мы вас слышим! Говорите!!!
Призы и награды:
Спектакль-лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020 г. в номинации «Лучшая работа художника и сценографа», сценограф и автор костюмов Елена Жукова и художник по свету Евгений Ганзбург.
Режиссёр | Татьяна Воронина |
Художник | Елена Жукова |
Художник по свету | заслуженный работник культуры РФ Евгений Ганзбург |
Режиссёр по пластике | Наталья Шурганова |
Играют:
УПОМИНАНИЯ В ПРЕССЕ:
- Ленинград - это мы. Ленинград - это я
Росбалт, 8 сентября 2019 - Может быть, про войну слишком много и громко не надо?
«Петербургский театральный журнал» - «872 дня»: многоголосье блокадного Ленинграда
Арт-журнал «ОКОЛО» - Голоса блокадного города в театре «Суббота»
«Легкие люди» - Звучат голоса блокадного города
«Вечерний Санкт-Петербург»
Отзывы
о самом якобы спектакле: разочарована.. зачитать книгу вслух я могла бы и дома. Ходила с сыном 11 лет- весь измаялся... НЕИНТЕРЕСНО. Где сцены проживания? где игра актеров? зачитать на память воспоминания из книги - это спектакль?? или то что создан интерьер вокруг людей - это спектакль? ........ любимая актриса, Софья Андреева, вот она могла и одна весь спектакль сделать- какая отдача..да и остальные - отдельные боевые единицы- чудесные )) я люблю вас, люди- НО ЭТО НЕ СПЕКТАКЛЬ! я не рекомендую на него вести детей 11-14лет- бездействие это скучно.. Да, я взрослый человек и понимаю несказанное, непрожитое..но дети... им нужна картинка. И еще- билеты нужно брать всё же на середину и желательно пониже.. у нас еще и места были в пятом ряду в самом углу-поздно билеты брали- контакта глаза в глаза не вышло- может еще поэтому так было скучно.
Вчера, как и собиралась, сходила на "872 дня. Голоса блокадного города" в театр «Суббота».
Спектакль из разряда тех, к которым неприменимы категории "(не) нравится" или "(не) рекомендую" - очень разноплановая история с множеством заброшенных "крючков" и кого, чем она сможет зацепить, предсказать невозможно, да и не нужно, я думаю.
Я готовилась плакать и поближе приготовила платочки, но они не пригодились. Потому что нет надрыва, нет педалирования сложных переживаний, нет задачи довести зрителя до слёз. Есть дневники и голоса жителей блокадного города, только они. Есть музыка того времени - но не Шостакович, а легкая танцевальная музыка довоенного времени и кадры с танцплощадок на фоне рассказов о том, как начиналась война. И это очень пронзительно, потому что за этим видна жизнь, простая человеческая жизнь, которую в блокаду нужно было жить каждый день. Очень зацепил дневниковый фрагмент про девушку, которая модно одевалась и до войны носила только тонкие дорогие чулки, а в начале войны пошла и купила черные грубые чулки в резинку, сразу 6 пар, и надела их - сразу 6 пар... В этом нет ничего от героизма, но так много от сживания с изменившимся миром, от адаптации человеческой психики к невыносимому. И захотелось прочитать именно этот дневник, Клавдии Дубровиной.
Очень ярко здесь вновь прозвучал для меня дневник Юры Рябинкина в исполнении Григория Татаренко. Хочу увидеть его в других ролях, нацелилась на "Спасти камер-юнкера Пушкина". ))
Марина Конюшко играет роль женщины, пережившей блокаду, у которой впоследствии берут интервью. Честно она говорит совершенно о других вещах, чем мы привыкли слышать в интервью с блокадниками - о мучительных раздумьях: почему умерли столько чудесных людей, а мы выжили, чем это объяснить? Почему я не прихожу выступать в школы, почему не хочу вспоминать и говорить о блокаде, почему не смотрю фильмы о ней?.. От неё я услышала фразу, ставшую для меня ключом-ответом не только к этому спектаклю, но и к своим внутренним вопросам: "Смерть беспамятство".
Этим спектаклем режиссёра Татьяны Ворониной возвращены из беспамятства многие-многие ленинградцы... Пишущие письма и дневники, возящие саночки с ведерками и исхудавшими телами, топящие свои дома книгами и мебелью... Те, кто хотели жить и отчаянно жили все дни, которые были им отпущены. Учились в институтах, осваивали сложнейшие профессии (женщины работали на вагранке, это же тяжелейший труд, я почитала об этой профессии - плавка чугуна), обустраивали быт, оставшись без электричества, отопления, водопровода и канализации... Те, кто вели дневники, благодаря которым сейчас возможны такие постановки. Страницы этих дневников в спектакле повсюду - ими усыпан пол застекленного пространства сцены, из них выложены кресты на стёклах, они падают сверху и кружат, кружат...
Отдельно хотела похвалить образы артистов - простые ретро-фасоны одежды из натуральных тканей, все босиком, кроме Марины Конюшко. Ничего бросающегося в глаза - артисты это тени, отзвуки голосов ленинградцев. И на странице спектакля увидела, что не мне одной костюмы показались точными и идеально работающими на идею спектакля: Спектакль-лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020 г. в номинации «Лучшая работа художника и сценографа», сценограф и автор костюмов Елена Жукова и художник по свету Евгений Ганзбург.
Спектакль не производит впечатления цельности - но в данном случае мне это и не было нужно, хаотичность высказываний актеров в этом случае создала как раз чёткое впечатление разноплановости переживания блокадного времени абсолютно разными людьми - взрослыми и подростками, мужчинами и женщинами... Времени, которое смогли пережить далеко не все, но от них остались тихие отчётливые голоса... "За что?"