«Опера нищего» в театре «Суббота».
В конце октября этого года в театре «Суббота» состоялась премьера спектакля «Опера нищего». Эту криминальную комедию поставил Петр Юрьевич Шерешевский. В ее основе – одноименная пьеса Джона Гея, написанная триста лет назад и использованная Бертольдом Брехтом в «Трехгрошовой опере».
Действие пьесы Петр Шерешевский (выступающий и как сценарист, под псевдонимом Семен Саксеев) перенес в 1990-е годы. Они еще очень свежи в памяти и легко узнаваемы по образам героев пьесы, по их нарядам, по «кожанкам», по золотым цепям, по выражениям лиц, да и просто по речи, поведению – короче, по тогдашним «ценностям».
Для чего режиссер предпринял попытку показать ту эпоху? Мы все еще ее помним. Мы тогда были молодыми, счастливыми, верили в свое будущее, в то, что сможем построить жизнь согласно своим убеждениям. Вокруг действительно было много грязи, насилия, лжи – ведь вся эта муть всплывает в трудные, неопределенные, лихие годы. Может быть, автор обратил свой взгляд в то прошлое, чтобы по аналогии с ним попытаться разобраться в дне сегодняшнем? И напомнить, что за бездействие, за «непротивление», за молчание придется расплачиваться обязательно! Это такой звоночек....
А для наглядности – все образы как живые! Прекрасные актеры рельефно, ярко и очень самозабвенно сыграли, спели и прожили жизни воров, убийц, проституток, «служителей порядка».
Театр «Суббота» всегда радует зрителей искренностью, увлеченностью, полным погружением в эпоху. Музыкальные пристрастия 90-х очень наглядно, с полной отдачей, были представлены актерами: Владиславом Демьяненко (исполнителем роли Миши Молотова, по кличке Мэкки, главаря ОПГ), Софьей Андреевой (старший лейтенант милиции Людмила Локтева), Анастасией Полянской (Полина, дочь криминального авторитета), Алексеем Белозерцевым (Николай Локтев, полковник милиции), да практически всеми артистами на сцене.
Прекрасно подмечены художниками спектакля Фемистоклом Атмадзасом и Ольгой Атмадзас (придумывала костюмы) яркие детали того времени. Это надгробные плиты, которыми были «удостоены» в конце своей жизни «братки», их униформа – малиновые пиджаки, спортивные костюмы и домашние халаты из настоящего шелка. Только уж больно неправдоподобными оказались стволы «родных березок» – такого размера они не достигают, да и мешают обзору всех уголков сцены. Спасают положение технические средства связи: вездесущая камера снимает закрытые зоны, и зрители видят все детали происходящего на экране, на котором, как напоминание о тех временах, периодически крутят хронику и телерепортажи о выборах 1996 года.
Огромное спасибо Петру Юрьевичу за работу, за повод задуматься.
Т. Проскунова,
жюри Санкт-Петербургского общества «Театрал»
Опера нищего
Продолжительность -2 часа 45 мин. с антрактом.
Премьера состоялась 22 октября 2022.
Возрастная категория: 18+
На сцене «Субботы» премьера на сюжет пьесы Джона Гея, сатирика из круга Джонатана Свифта. Гей написал острую историю о любви и нравах английского общества, в которой преступники выглядели симпатичнее полицейских. Петр Шерешевский ставит криминальную комедию о недавнем прошлом. Действие перенесено в лихие 90-е. Английские гангстеры, воры, ночные бабочки и нищие приобретут узнаваемые черты российских братков, эскортниц и бомжей. Страсти в этой среде кипят нешуточные. Кому-то из героев суждено уйти на дно и погибнуть, а кому-то — занять высокие посты. На фоне возни за первенство на социальной лестнице разворачивается красивая история любви и предательства романтика и преступника Мэкки-Ножа.
Пьеса | Семен Саксеев |
Режиссер | Петр Шерешевский |
Художник | Фемистокл Атмадзас |
Художник по костюмам | Ольга Атмадзас |
Художник по свету | Евгений Ганзбург |
Музыка | Ванечка (Оркестр приватного танца) |
Видео | Алексей Иванов, Дмитрий Юпатов |
Помощник режиссера | Алла Савенкова |
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ: | |
Сергей Александрович Пищик, криминальный авторитет | Владимир Шабельников |
Валентина Васильевна Пищик, его жена | Марина Конюшко |
Полина Пищик, их дочь | Анастасия Полянская
Валерия Ледовских |
Филя, карманник | Артем Лисач |
Новиков, сержант милиции | |
Терпила, бизнесмен | |
Михаил Молотов по кличке Мэкки, главарь ОПГ | Владислав Демьяненко |
Игнат-Паяльник, бандит | Григорий Сергеенко |
Константин Рыбников по кличке Рыбка, бандит | Григорий Татаренко |
Николай Александрович Локтев, полковник милиции | Алексей Белозерцев |
Людмила Локтева, его дочь, старший лейтенант полиции | Софья Андреева |
Галка, хозяйка борделя | Анна Васильева |
Наталья Сидорова, она же Аврора, проститутка | Валерия Ледовских
Александра Маркина |
Ленка Длинная, она же Лаура, проститутка | Екатерина Рудакова |
УПОМИНАНИЯ В ПРЕССЕ:
- Повод задуматься
Т. Проскунова, Санкт-Петербургское общество «Театрал» - «Опера нищего» в театра «Суббота»
Телесюжет о спектакле на канале «Санкт-Петербург» - Зона выбора
Алиса Федельблюм, Петербургский театральный журнал, 8 ноября 2022 - Опера нищего: Нравственная категория выбора
Марина Константинова, MuseCube: Территория творческой свободы, 1 ноября 2022 - Новая история по мотивам классика: интервью с режиссером Петром Шерешевским
Телеканал «Санкт-Петербург», 21 октября 2022 - Все мы родом из 90-х
Наталья Стародубцева, Арт-журнал "Около", 31 октября 2022 - Пётр Шерешевский: “Необходимо «подламывать» роль под конкретную личность актёра”
Арт-журнал "Около", 19 сентября 2022 - Что смотреть в театрах Петербурга в новом сезоне и до конца 2022 года
Журнал "Собака.ру", 6 сентября 2022" - Сидельников о новой постановке Шерешевского: "То ли спектакль, то ли фильм"
Piter.TV, 26 августа 2022
Отзывы
Абсолютно не согласна с предыдущем комментатором! Безумно понравилась "Опера нищего". Режиссура и игра актеров 100 из 10! Кстати, фильм "Жмурки" Балабанова тоже великолепен)
Посетил вчера премьерное «произведение театрального искусства» «Опера нищего»... Очень люблю театр «Суббота», смотрел все, что есть и было в репертуаре на протяжении последних 10 лет (ну за редкими исключениями, типа «Сталлоне Любовь Корова»). Спектакли сначала «встречались» прекрасные, затем – не только замечательные, бывало и не аплодировал принципиально (всего один раз). Но «Опера...» – это что-то..., в общем крайне неудачная работа (разумеется, на мой взгляд, исключительно субъективно). Ушел бы не дожидаясь антракта, но неудобно было тревожить зрителей, поэтому ушел сразу после первого акта. Ну, смотрели многие фильм «Жмурки», не лучший фильм А. Балабанова, но «сделан добротно» и хотя бы действительно смешно местами. А вот «Опера...» – это похоже на убогое и бездарное подобие упомянутого фильма. Жалко театр, жалко актеров, которым приходится участвовать в таком «действе». Сомневался, стоит ли писать такой отзыв или лучше промолчать? Но решил, что все мы что-то слишком давно и слишком много уже молчим, а потому так «весело» и живем, и все веселее, и веселее (это если уж совсем глобально, в свете последних месяцев жизни нашей страны). Наверное, при принятии решения о постановке того, или иного спектакля, согласии актеров на предлагаемые роли, неплохо вспомнить Омара Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало». Я искренне желаю успехов и процветания театру «Суббота» и его актерской труппе. Поэтому и написал это свое мнение, повторюсь, исключительно субъективное. И давно у меня созревает вот такой вывод: совершенно замечателен и талантлив актерский состав театра, и это пока не утрачено, но с пьесами и с режиссурой в театре – беда.